ЗАКОН О ПОЛИЦИИ КОРОЛЕВСТВА ШВЕЦИЯ
Временное содержание под стражей, передача задержанного и т.д.
Статья 11
Если какой-либо орган полиции имеет полномочия в соответствии с какими-либо особыми положениями принимать решение о том, что какое-либо лицо должно быть взято под стражу, полицейский имеет право взять под стражу упомянутое лицо в ожидании решения органа полиции, если он сочтет, что
1. предписанные условия для принятия решения о взятии упомянутого лица под стражу соблюдены, и
2. промедление в выполнении этих мер представляет опасность для жизни или здоровья граждан, или при наличии какой-либо иной опасности.
Статья 12
Если какое-либо лицо, внешне моложе восемнадцати лет, оказывается в обстоятельствах, которые по всей очевидности представляют неотвратимую и серьезную угрозу для его здоровья или нормального развития, то такое лицо может быть взято полицейским под стражу полиции с целью незамедлительной доставки его родителям или другим законным представителям (опекунам) или в органы социальной опеки, или в какое-либо иное учреждение, которое, по мнению полицейского, может должным образом позаботиться об упомянутом лице. Закон 1991:140
Статья 13
Если какое-либо лицо своим поведением нарушает общественный порядок или представляет непосредственную угрозу для него, полицейский может, если это необходимо для поддержания общественного порядка, не пускать такое лицо или удалить его из определенного участка местности или определенного помещения. То же самое остается в силе, если подобные меры необходимы для того, чтобы удержать лицо от совершения наказуемого деяния.
Если меры, о которых говорится в первом абзаце, оказываются недостаточными для достижения необходимого результата, упомянутое лицо может быть временно помещено под стражу.
Статья 13а
Если какое-либо лицо пытается получить доступ к участку местности или помещению, в которое доступ запрещен в соответствии с настоящим Законом или каким-либо иным законодательным актом, полицейский имеет право не пустить или переместить упомянутое лицо из определенного участка местности или определенного помещения, если это необходимо для обеспечения общественного порядка или безопасности. Данное положение также применимо к тем, кто отказывается покинуть такое место или помещение, или к тем, кто не подчиняется распоряжению, чтобы следовать по указанному маршруту движения в соответствии с настоящим Законом. Закон 1998:27.
Статья 13b
Если орган полиции принял решение о запрещении или разгоне общественного собрания или иного подобного рода мероприятия в соответствии с главой 2, ст.ст.22 или 23 Закона об общественном порядке (1993:1617), полицейский может не допускать или удалять участников мероприятия и наблюдателей, если это необходимо для реализации данного решения.
Статья 13c
Если толпа людей, не являющихся участниками общественного собрания или иного общественного мероприятия в соответствии с Законом об общественном порядке (1993:1617), своим поведением нарушает общественный порядок или представляет собой потенциальную угрозу таковому, то этим людям может быть не разрешен проход, или они могут быть удалены из определенного участка местности или помещения, в которых они находятся, если это необходимо для обеспечения общественного порядка.
Данная мера может быть принята без предварительного решения органом полиции только в том случае, если она представляется настолько срочной, что принятие такого решения не может быть отложено. Закон 1988:27.
Статья 14
Если полицейский обнаружил неизвестного и есть особые причины полагать, что данное лицо разыскивается полицией, или что оно на законных основаниях подлежит лишению свободы в случае его обнаружения, то такое лицо может быть взято под стражу для выяснения личности в случае, если оно отказывается предъявить документы, удостоверяющие его личность, или если есть основания сомневаться в правдивости предъявленных им документов.
Статья 15
Лицо, взятое под стражу в соответствии с данным законом, должно быть проинформировано об основаниях для принятия такой меры настолько быстро, насколько это позволяют обстоятельства. Полицейский, который распорядился о применении такой меры, должен доложить об этом старшему офицеру при первой же возможности. Последний должен в случае, если лицо все еще находится под стражей, незамедлительно определить, является ли данное решение эффективным.
В случае если старший офицер принимает решение о том, что лицо, взятое под стражу в соответствии со ст.11, должно находиться под стражей и в дальнейшем, или же что меры были приняты в соответствии со ст.12, он обязан незамедлительно уведомить орган полиции о принятой в отношении данного лица мере и основаниях, которые повлияли на принятие данного решения.
Практически незамедлительно после заключения какого-либо лица под стражу в соответствии со ст. 11 орган полиции должен принять решение в соответствии с предписаниями для данного случая.
Статья 16
С лица, взятого под стражу в соответствии со ст.11 или ст.13, второй абзац, должны быть сняты показания настолько быстро, насколько это позволяют обстоятельства.
Если меры были приняты в соответствии со ст.13, второй абзац, то лицо должно быть освобождено настолько быстро, насколько это возможно, после снятия показаний. Однако, лицо, которому не исполнилось 18 лет, может быть задержано полицией с тем, чтобы немедленно доставить его родителям, опекуну, официальному лицу службы социального обеспечения или какому-либо другому соответствующему совершеннолетнему гражданину. Ни одно лицо не может быть задержано на срок более шести часов. Если есть мнение, что задержанный нуждается в помощи или поддержке общества, то полиция должна оказать ему помощь советом и, если это уместно, посоветоваться с другим органом, ответственным за предоставление услуг, в которых нуждается задержанный.
Если лицо было взято под стражу в соответствии со ст.14, то его личность должна быть установлена как можно быстрее. Любое лицо, взятое под стражу, должно быть освобождено сразу же, как только установлена его личность. Такое лицо не должно быть задержано более чем на шесть часов, или же если установление его личности представляет особую важность, то не более чем на двенадцать часов. Закон 1991:140.
Статья 17
Если в соответствие с данным законом лицо следует взять под стражу, то это не должно вызвать у него большего неудобства, чем это необходимо в целях исполнения данной меры, и не должно привлекать ненужного внимания. Задержанный не должен быть подвергнут какому-либо другому лишению свободы сверх того, что оговаривается данной мерой, или для поддержания порядка, или сохранения безопасности. Лицо, взятое под стражу, может быть помещено в камеру полицейского участка, если это необходимо для поддержания порядка или сохранения безопасности. Однако эта мера не применима к лицам моложе 15 лет. Закон 1998:27.
Статья 18
Если лицо подлежит аресту в соответствии с главой 24 Процессуального кодекса, то оно не может быть взято под стражу или задержано в соответствии со ст. 13, второй абзац.
Положения, касающиеся взятия под стражу лиц, находящихся под воздействием опьяняющих средств, содержатся в Законе о вмешательстве полиции в отношении лиц, находящихся под воздействием опьяняющих средств. (1976:5110).
Личный досмотр и т.д.
Статья 19
Полицейский, который в соответствии с предписанием арестовывает или иным образом берет под стражу, или перемещает лицо, может в связи с этим обыскать такое лицо в той мере, в которой это необходимо
1. для изъятия оружия или других представляющих опасность предметов по причинам безопасности, или
2. для установления личности данного лица.
Полицейский может также производить личный досмотр лица в той мере, в которой это необходимо для обнаружения оружия или других опасных предметов, которые могут быть использованы для совершения преступления против жизни и здоровья граждан, при условии, что в связи с данными обстоятельствами можно допустить, что такой предмет может быть объявлен конфискованным в соответствии с главой 36, ст.3 Уголовного кодекса. Закон 1987:577 и 1993:1142.
Особые полномочия в связи с проведением
обыска помещений и (иными) подобными мерами
Статья 20
Полицейский в связи с розыском лица, которое должно быть взято под стражу в соответствии с предписанием, может войти в жилище такого лица или любой другой дом, комнату или место, принадлежащее этому лицу или используемое им. То же самое относится и к помещениям, к которым имеет доступ широкая публика. Если есть особая причина полагать, что лицо, разыскиваемое полицией, пребывает с кем-либо еще, полицейский может также войти в это помещение. Полицейский также может получить доступ в жилище или любое другое место в связи с поиском предмета, разыскиваемого полицией в соответствии с законодательным актом или иным распоряжением; все, что сказано о лице, разыскиваемом полицией, также относится и к владельцу или держателю такого предмета.
Полицейский может обыскать любое автотранспортное средство, чтобы удостовериться в отсутствии в нем лица, бежавшего из исправительного учреждения, в котором оно отбывает наказание сроком не менее четыре лет лишения свободы, при условии, что есть причины полагать, что бежавший представляет серьезную опасность для жизни или здоровья другого лица или безопасности Королевства. Аналогичные полномочия делегируются полицейскому, разыскивающему лицо, которое проходит принудительное психиатрическое лечение или было отправлено для прохождения судебно-медицинского психиатрического лечения и бежало из медицинского учреждения, если в связи с данными обстоятельствами есть особые причины полагать, что бежавший представляет серьезную опасность для жизни или здоровья других лиц или безопасности Королевства.
Меры, о которых говорится в первом и втором абзацах, могут применяться без принятия органом полиции предварительного решения, если промедление создает опасность. В промежуток времени между 21.00 и 06.00 такую меру можно применять лишь в случае наличия особых причин.
Процессуальный кодекс содержит положения, касающиеся обысков, проводимых в связи с розыском предметов, подлежащих конфискации, или лица, которое подлежит аресту или задержанию в ожидании дальнейшего расследования или судебного разбирательства, или которое должно быть доставлено для дачи показаний или в суд, действующий по нормам права. (Закон 1991:665).
Статья 21
Полицейский может также получить доступ в дом, комнату или любое другое место, если есть основания полагать, что кто-либо в этом месте умер, находится без сознания или иначе не способен обратиться за помощью. Подобная мера при необходимости может быть также принята в случае, когда полиция разыскивает пропавшее лицо и оно, предположительно, нуждается в помощи.
Статья 22
Полицейский может остановить автомобиль или любое другое транспортное средство
1. если есть основание полагать, что оно перевозит лицо, совершившее преступление,
2. если по какой-либо иной причине необходимо на законном основании лишить свободы лицо, передвигающееся в автотранспортном средстве, или иначе ограничить его свободу передвижения, или подвергнуть его личному досмотру,
3. если необходимо произвести обыск автотранспортного средства, или
4. если необходимо провести контроль дорожного движения, или проверить водителя или автотранспортное средство в соответствии с каким-либо предписанием. Закон 1998:27.
Особые полномочия, связанные с обязанностями полиции
по обеспечению защиты и предупреждению преступлений
Статья 23
Если есть особое основание полагать, что преступление, представляющее серьезную угрозу для жизни или здоровья граждан или серьезный ущерб для собственности, будет совершено в каком-либо определенном месте, полицейский может с целью предотвращения преступления или обеспечения защиты от него
1. получить доступ к дому, комнате или любому другому месту с целью обнаружения взрывчатых веществ, оружия или иных опасных предметов,
2. блокировать, эвакуировать или запретить проход в дом, комнату или любое другое место, запретить перемещать определенные предметы или использовать автотранспортные средства, или предпринимать подобные меры.
Если существует серьезный риск, что преступление, о котором шла речь в первом абзаце, будет совершено, полицейский может также обыскать лиц, присутствующих в данном месте, с целью поиска предметов, представляющих опасность.
Мера, о которой шла речь в данной статье, может применяться без принятия органом полиции предварительного решения, если промедление создает опасность. Закон 1998:27.
Статья 24
В связи с серьезным нарушением общественного порядка или безопасности орган полиции может запретить доступ в определенные участки местности или помещения, если это необходимо для обеспечения общественного порядка или безопасности. То же самое применимо и тогда, когда существует риск такого нарушения.
На тех же условиях, которые оговорены в первом абзаце, орган полиции может также указать лицам, находящимся в толпе, следовать по определенному маршруту движения.
В экстренной ситуации полицейский еще до принятия органом полиции соответствующего решения может самостоятельно наложить запрет или отдать распоряжение, упомянутые в первом и втором абзацах. Закон 1998:27
Информация из транспортных компаний
Статья 25
Любая транспортная компания, которая перевозит грузы, пассажиров или автотранспорт в Швецию и из нее, должна по запросу органа полиции незамедлительно предоставить самую свежую информацию о прибывающем или отправляющемся транспорте, к которой компания имеет доступ. Транспортная компания не обязана предоставлять какую-либо информацию о пассажире, за исключением данных о его маршруте, багаже, сопровождающих его лицах и о том, как был заказан и оплачен его билет.
Информация, о которой идет речь в первом абзаце, может быть запрошена органом полиции только в том случае, если есть основания полагать, что эта информация имеет значение для предупреждения или выявления преступления. Закон 1998:27.
Статья 26
Транспортная компания может предоставить органу полиции информацию, о которой идет речь в ст. 25, через компьютерный терминал.
Орган полиции может получить доступ к информации, предоставленной через компьютерный терминал, только в объеме, необходимом для проверки транспорта. Информация, переданная таким образом, не может быть изменена, или обработана иным образом, или остаться на хранении в органе полиции.
Информация о лицах, полученная иначе, чем через компьютерный терминал, должна быть незамедлительно уничтожена, если есть основания полагать, что она не пригодна для использования при расследовании преступления и составлении рапорта о таковом. Закон 1998:27.
Составление протокола
Статья 27
По факту любого вмешательства полиции, включающего запрещение на проход, перемещение, взятие под стражу или арест любого лица, должен быть составлен письменный протокол. Письменный протокол также должен быть составлен по факту обыска помещения и подобных мер, принятых в соответствии с настоящим Законом, а также любого факта конфискации предметов.
Письменный протокол должен включать
1. фамилию уполномоченного офицера,
2. основания, в соответствии с которыми было принято решение о вмешательстве полиции,
3. фамилию офицера, который произвел такое вмешательство,
4. фамилию объекта вмешательства полиции,
5. дату и время вмешательства полиции, и
6. другую информацию, имеющую отношение к проведению такого вмешательства.
Информация, о которой идет речь в пунктах 1 и 2 во втором абзаце, должна быть зафиксирована уполномоченным офицером, а информация, о которой идет речь в пунктах 3-6 - старшим офицером, ответственным за проведение вмешательства.
Процессуальный кодекс содержит положения, касающиеся составления протокола о конфискации, обыске лица или помещения и личном досмотре. Закон 1998:27.
Статья 28
Протокол должен быть составлен по факту любого вмешательства полиции, включающего применение наручников, огнестрельного оружия или слезоточивого газа, а также использования технических спецсредств для остановки любых автотранспортных средств. Такой протокол должен включать основания для вмешательства полиции. За составление такого протокола отвечает уполномоченный офицер. Закон 1998:27.
Заключительные положения
Статья 29
Сказанное в ст. 10, первый абзац, пункт 1, 2 и 4, также применимо к часовому или любому иному лицу, состоящему в вооруженных силах, которому предписано нести караульную службу или поддерживать порядок, а положения ст. 10, первый абзац, пункты с 1 по 4, также применимы к офицеру береговой охраны, который в соответствии с особыми постановлениями принимает участие в операции по обеспечению общественного порядка, проводимой полицией. Положения ст. 10, первый абзац, пункт 2, также относятся к лицу, которое должно на законном основании ограничить чью-либо свободу, и положения той же статьи, первый абзац, пункт 4, также применимы к лицу, которое при выполнении служебных обязанностей уполномочено применять меры, оговоренные здесь. При вмешательстве в соответствии со статьей 10, первый абзац, пункт 4, второй абзац этой статьи также применим.
Если какое-либо упомянутое в первом абзаце лицо на законных основаниях лишает кого-либо свободы, то статья 19, пункт 1, также применима.
Положения статей 10а и 13 также применимы к любому лицу, охраняющему общественный порядок, если только это не оговаривается иначе при условии его назначения на должность. Если лицо, охраняющее общественный порядок, взяло кого-либо под стражу, оно должно незамедлительно передать его ближайшему полицейскому. Особые положения определяют права офицера береговой охраны касательно применения статьи 13. (Законы 1986:656, 1988:448 и 1998:27).
Статья 30
Дальнейшие положения, касающиеся применения данного Закона, будут изданы правительством или органом, назначенным правительством. Закон 1998:27.
Положения, касающиеся вступления в силу Закона о полиции
Что касается вступления в силу настоящего Закона о полиции и внесения в него последующих изменений (SFS 1984:387), то представляется, что пункт 3 в первоначальном чтении этих положений (SFS 1984:387) есть единственно приемлемый для практического осуществления. Этот пункт предписывает, чтобы положения, касающиеся управлений полиции, до вступления в силу Закона о полиции, были и в дальнейшем (то есть, после 30 сентября 1984 г.) применимы к деятельности органов полиции.
Неофициальный перевод со шведского
© «Урядник», 2016