Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

ПОЛИЦИИ ЭСТОНИИ.

Взаимодействие с органами внутренних дел Российской Федерации

 

Руководство МВД Эстонии и Департамента полиции уделяет большое внимание международной составляющей своей деятельности.

Одним из приоритетных направлений международного сотрудничества полиции Эстонии является сотрудничество по линии Интерпола (Эстония  вступила в Интерпол в 1992 г., представлена в Европейском комитете Интерпола с 2002 г.). Интерпол или Международная организация уголовной полиции имеет целью обмен информацией и координацию полицейской работы, носящий международный характер. В рамках Интерпола его члены сотрудничают в области борьбы против преступности, носящий, в основном, общеуголовный характер[1].

Национальное центральное бюро (НЦБ) Интерпола Эстонии размещается при Центральной криминальной полиции и функционирует в качестве контактного пункта по всем вопросам. Отметим, что наделение функциями НЦБ именно подразделения криминальной полиции подтверждается мировой практикой[2]. В числе основных задач НЦБ Интерпола Эстонии: обеспечение обмена информацией (в том числе и оперативной) по вопросам борьбы с международной преступностью; направление в Генеральный секретариат Интерпола и НЦБ государств-членов Интерпола запросов и оповещения соответствующих правоохранительных органов о предоставлении данных о преступлениях и преступниках, о розыске лиц, предметов и документов, об осуществлении наблюдения за лицами, подозреваемыми в преступной деятельности; прием аналогичных запросов Генерального секретариата и НЦБ государств-членов Интерпола, организацию через соответствующие полицейские органы  их исполнения.. Кроме того, НЦБ Интерпола Эстонии, как и любое другое НЦБ, формирует банк данных о лицах, фактах, предметах и документах на основании информации, полученной в процессе международного сотрудничества

В этой связи уместно привести ряд цифр об обмене оперативной и иной информацией между полицией Эстонии и МВД России. Объем правовой помощи, запрашиваемый МВД России у компетентных органов Эстонии, а также получаемых от них запросов по линии расследования уголовных дел и каналам Интерпола, составляет довольно значительную часть (около 8 %) от всех поручений, направляемых в страны Балтии и дальнего зарубежья и получаемых от них, и имеет тенденцию к увеличению. По каналам Интерпола ежегодно осуществляется информационное сопровождение около 250 материалов, в том числе по уголовным делам и делам оперативного учета. По линии органов предварительного следствия ежегодно в Эстонию направляется 40-60 международных следственных поручений (большинство из которых исполняется), а из Эстонии поступает 20-30 международных следственных поручений (исполняются практически все).

Поскольку Эстония является членом Европейского Союза, сотрудничество по линии полицейской организацией ЕС по борьбе с организованной преступностью – Европола в которой участвуют все страны-члены Евросоюза, также стоит во главе угла международной составляющей эстонской полиции (соглашение о сотрудничестве подписано в октябре 2001 г., Конвенция Европола ратифицирована Эстонией в июле 2005 г.)[3].

Европол Главная задача Европола состоит в оказании содействия органам власти стран-членов ЕС по профилактике и борьбе с терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств и другими наиболее серьезными видами международной организованной преступности.[4] Ключевым элементом работы Европола является сбор и обмен полицейской оперативной информацией, прежде всего, в области борьбы с терроризмом, незаконной торговли наркотиками, незаконной торговли радиоактивными и ядерными материалами, незаконной торговли автотранспортными средствами, нелегальной миграции, торговли людьми, борьбы с фальшивомонетничеством и подделкой других платежных средств, борьбы с детской порнографией, а также отмыванием денег, сопутствующим вышеперечисленной противоправной деятельности[5].

Европол также предлагает широкий анализ состояния преступности и может оказывать странам-членам экспертную и техническую помощь в расследовании преступлений международного характера и в проведении различного рода полицейских операций.

Помимо Интерпола и Европола, среди основных партнеров эстонской полиции в многостороннем формате: ООН, Совет Европы, ОБСЕ, Шенгенская информационная система и бюро SIRENE, Совет государств Балтийского моря (СГБМ), «Восьмерка Северных и Балтийских стран», Балтийский форум содействия в обеспечении безопасности (БАЛТСИ) (BALTSEA), Полицейская академия Северных и Балтийских стран, Ассоциация европейских полицейских колледжей,

Эстония принимает активное участие в деятельности Группы личных представителей глав Правительств стран-участниц Совета государств Балтийского моря (СГБМ) (Council of the Baltic Sea States, CBSS), целью работы которой является содействие расширения сотрудничества на двусторонней и многосторонней основах между правоохранительными ведомствами стран Балтийского региона в борьбе с трансграничной преступностью.

В рамках Группы[6] сформированы несколько экспертных подгрупп по разным направлениям антикриминального сотрудничества. В частности, Эстония координирует (совместно с Финляндией) подгруппу по борьбе с преступностью в сфере информационных технологий, проводит линию на всестороннюю поддержку антикриминальных инициатив Финляндии и Швеции, регулярно участвует в финляндско-эстонских оперативных мероприятиях «Фин-Эст» по перекрытию каналов незаконной транспортировки наркотиков.

В настоящее время в рамках упомянутой Группы Эстония также заявила о своем участии в подготовленной российскими и финляндскими экспертами операции «Балтийский транзит» по борьбе с незаконным оборотом автотранспорта.

Эстония, наряду с другими балтийскими странами – Латвией и Литвой, принимает участие в деятельности Балтийского форума содействия в обеспечении безопасности (БАЛТСИ) (BALTSEA), который сыграл важную роль в оказании содействия странам Балтии по созданию и развитию своих собственных институтов безопасности, включая армию и полицию[7].

БАЛТСИ был основан в г. Осло (Норвегия) в апреле 1997 г. на основе подписанного 17 странами соглашения. Его участниками стали: три прибалтийских государства (Литва, Латвия, Эстония), а также Бельгия, Великобритания, Дания, Германия, Исландия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Польша, США, Финляндия, Франция,  Швеция, Швейцария. Главным инициатором создания этого форума выступила Норвегия, которая наряду с Финляндией и Швецией, в 1990-2000-е гг. оказывала различную помощь в становлении полицейских органов в странах Балтии, в том числе и Эстонии, включая обучение личного состава в специально созданной Полицейской академии Северных и Балтийских стран[8].

Уместно отметить, что в настоящее время многими скандинавскими кругами одобряется концепция об особой ответственности Северных стран за безопасность и благосостояние Литвы, Латвии и Эстонии[9] ввиду наличия с ними общих интересов из-за малых размеров, географической (обусловленной общностью Балтийского региона), а также исторической близости. В этой связи Эстония приняла широкое участие в возобновленном в 1992 г. сотрудничестве Северных и Балтийских стран по формуле «пять плюс три», которое выразилось в постоянных встречах премьер-министров, министров иностранных дел, министров юстиции и внутренних дел, других отраслевых министров, а также чиновников. В 2000 г. эта структура была переименована в «Восьмерку Северных и Балтийских стран».

Характерной чертой данного регионального взаимодействия является его развитие на различных уровнях – многостороннем, двустороннем, между муниципалитетами, госучреждениями, в том числе правоохранительными органами, предприятиями, негосударственными организациями и т.п.[10].

Роль представителя Шенгенской информационной системы и бюро SIRENE в Эстонии делегирована Центральной криминальной полиции. Напомним, что соглашениями, заключенными в г. Шенгене (Люксембург) в 1985 и 1990 гг., были заложены основы ликвидации паспортного контроля на границах между государствами, подписавшими эти документы. Соглашение вступило в силу 26 марта 1995 г. в первых семи европейских странах, изначально подписавших соглашения (Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Германия, Португалия и Испания). В 1997 г. т.н. Шенгенская конвенция была интегрирована в ЕС, став частью правовой системы Евросоюза.

В конце 1990-х – начале 2000-х гг. в Шенгенскую зону вошло еще несколько стран, и до 2007 г. соглашение действовало уже в пятнадцати европейских государствах[11] По сути, Шенгенская конвенция стала с этого времени важной формой международного сотрудничества, которое, помимо отмены паспортного контроля на внутренних границах стран, входящих в Шенгенскую зону, и вследствие этого свободного перемещения товаров, людей, услуг и капитала, включило в себя некоторые компенсационные меры, например, упрощение взаимодействия между полициями и судебными органами стран-участниц. Данный шаг был предпринят для поддержания и развития Евросоюза как территории, способной обеспечить свободу, безопасность и право свободного передвижения личности[12].

К сегодняшнему дню после присоединения в декабре 2007 г. к Шенгенскому соглашению ряда стран Восточной Европы, в т.ч. и Эстонии, в Шенгенскую зону входят уже 24 европейских государства[13].

С помощью базы данных Шенгена страны-участницы соглашения могут беспрепятственно обмениваться информацией по разыскиваемым лицам. По мнению эстонской стороны, Шенгенская информационная система и структура проверки информации SIRENE приносят большую пользу и для работы полиции Эстонии. Само же Шенгенское соглашение привело к упрощению правил и убыстрению способов полицейского сотрудничества внутри границ Шенгена, что, в свою очередь, улучшает эффективность усилий по борьбе с международной организованной преступностью в целом.

С середины 1990-х гг. эстонская полиция принимает участие в международных полицейских миссиях, осуществляемых под эгидой ООН. В частности, эстонские полицейские несли службу в составе сил международной полиции в Боснии и Герцеговине (1996 г.), в Косово (2001 г.). А с начала 2000-х гг. эстонская полиция также принимает участие в миссиях ОБСЕ. В настоящее время эстонские полицейские, пограничники и таможенники принимают участие в миротворческих миссиях ООН в Косове, Молдове, Грузии и Афганистане[14].

В задачу полицейских миротворцев входит непосредственное поддержание порядка в зоне их ответственности. Они несут патрульно-постовую службу, осуществляют розыск преступников, ведут оперативную и следственную работу, выполняют экспертно-криминалистические функции[15].

В двустороннем формате полиция Эстония ведет активное сотрудничество с США, партнерами по Евросоюзу и НАТО. При этом особо близкие отношения в правоохранительной сфере установлены с балтийскими соседями (Латвия, Литва) и с Северными странами (Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия).

В последнее время в рамках общей внешнеполитической линии стран Балтии на более активное присутствие на постсоветском пространстве Эстония стала активно взаимодействовать в самых разных сферах, в том числе в правоохранительной, с Грузией, Молдовой и Украиной с целью ослабления российских позиций в зоне СНГ. В частности, в 2005 г. было возобновлено действие Протокола о сотрудничестве между МВД Эстонии и МВД Украиной, с 2006 г. в Академии МВД Эстонии (Академии внутренней обороны) на регулярной основе проходят обучение представители руководящего звена грузинской полиции, которым преподают основы полицейской работы, тактику патрулирования, основы уголовного права и уголовного делопроизводства, методику обучения. Отметим, что программа обучения была разработана эстонскими полицейскими при участии финских коллег[16].

Финны в первые годы после восстановления независимости оказывали (и продолжают оказывать) всестороннюю помощь в становлении и развитии эстонской полиции[17]. В частности, МВД Финляндии ведет ряд проектов по повышению эффективности деятельности полиции Эстонии, обучению личного состава современным методам борьбы с преступностью, совершенствованию эстонского законодательства, а также административно-правовой практики[18]. А с 2003 г. финляндская сторона активизировала сотрудничество с эстонскими коллегами по линии профилактики преступлений[19].

В последние годы в Эстонии (в отличие от других стран Балтии) наметилась тенденция на установление более тесных полицейских связей с органами внутренних дел Российской Федерации, причем, и на централизованном, и на приграничном уровнях. Так, в декабре 1997 г. было подписано базовое Соглашение о сотрудничестве между МВД Эстонской Республики и МВД Российской Федерации, которое, в частности, предусматривает: взаимодействие в предупреждении, выявлении и раскрытии преступлений; обмен оперативной информацией, исполнение запросов о проведении оперативно-розыскных мероприятий; обмен опытом работы[20].

Каждые два года обновляются протоколы о межминистерском взаимодействии (фактически – дополнения к Соглашению), происходят обмены визитами руководящего состава министерств и полиции Эстонии и органов внутренних дел Российской Федерации, взаимные краткосрочные стажировки сотрудников эстонской полиции и сотрудников ГУ МВД России по СЗФО, ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, УВД по Псковской области. Департаментом полиции Эстонии подписаны программы мероприятий по сотрудничеству в борьбе с преступностью с ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, а также с УВД по Псковской области, которые, в частности, предусматривают прямое взаимодействие с (соответственно) Идаской полицейской префектурой и Лыунаской полицейской префектурой.

Из примеров успешного сотрудничества эстонской полиции с органами внутренних дел Российской Федерации можно привести следующие:

В 2003 г. завершилась долговременная совместная (ЦКП Эстонии и ГУБОП МВД России) операция по обезвреживанию международной (граждане России и Эстонии) ОПГ, занимавшейся изготовлением и распространением синтетических наркотиков и контрабандными поставками прекурсоров, в результате которой были арестованы 11 человек, пресечена деятельность 5 подпольных лабораторий, из незаконного оборота изъято свыше 430 кг прекурсоров для изготовления свыше 8 миллионов таблеток «эстази» на сумму около 160 миллионов долларов.

В 2004-2005 гг. Департамент полиции Эстонии совместно с УВД по Псковской области проводил оперативно-профилактические мероприятия «Застава» и «Метель», направленные на оздоровление криминогенной обстановки в приграничных районах и пресечение путей контрабанды через эстонско-российскую границу.

Между эстонской полицией и УВД по Псковской области также налажен обмен информацией и вещественными доказательствами (обнаруженные плавсредства и т.п.) по розыску преступников и без вести пропавших лиц в акватории Псковско-Чудского водоема.

В 2006 г., по результатам переговоров министров внутренних дел Эстонии и России была сформирована межминистерская эстонско-российская координационная группа по оперативному взаимодействию, принято решение об обмене представителями министерств в Москве и Таллинне. Однако после известных событий в Таллинне вокруг «Бронзового солдата» его реализация российской стороной отложена на неопределенный срок[21].

К настоящему времени эстонская полиция имеет своих офицеров связи в России (Санкт-Петербург, с 2001 г., Москва, с 2007 г.), в Штаб-квартире Европола в Нидерландах (Гаага, с 2002 г.), в Финляндии (Хельсинки, с 2004 г.).

 

© М.Ю. Васьков, кандидат юридических наук



[1] См.: Международная организация уголовной полиции – Интерпол была создана в 1923 г. и первоначально объединяла 17 государств (до 1956 г. называлась Международная комиссия уголовной полиции). В настоящее время членами Интерпола являются 186 государств. В соответствии со ст. 2 Устава эта организация имеет целью «обеспечивать широкое взаимодействие всех органов (учреждений) уголовной полиции в рамках существующего законодательства страны и в духе Всеобщей Декларации прав человека». Подробнее см.: Мельников Ю., Пупышев Е., Артамошкин М. Национальное центральное бюро Интерпола в Российской Федерации. М., 1994. С. 5 и сл., а также http://www.interpol.int.

[2] Самарин В.И. Интерпол. Международная организация уголовной полиции. СПб., 2004. С. 89-90.

[3] Европол создан на базе Европейского подразделения по наркотикам, которое было образовано в соответствии с министерским соглашением 12 членов Группы ТРЕВИ в июне 1993 г. В июле 1995 г. в г. Брюсселе (Бельгия) была подписана Конвенция о Европоле, вступившая в силу 1 октября 1998 г. после ее ратификации всеми странами-членами Евросоюза. Началом фактической деятельности организации принято считать 1 июля 1999 г. Подробнее см.: http://www.europol.eu, Грибовская Н.Н. Международно-правовые основы организации и деятельности Европейской полицейской организации (Европол) и ее сотрудничество с правоохранительными органами Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2007.

[4] См.: Pettersson, Monika / transl. Lars Hübinette. A presentatioin of the Swedish Police Service. Västervik, 2004. S.22.

[5] Европол: история, цели, задачи, факты // Информационно-аналитический бюллетень Национального центрального бюро Интерпола в России. 1999. № 28. С. 8.

[6] Группа СГБМ создана в соответствии с решением, принятым на встрече глав Правительств стран-участниц СГБМ в мае 1996 г. в г. Висбю (Швеция). В ее состав вошли: Германия, Дания, Исландия, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Россия, Швеция, Финляндия и Эстония. Вопросами координации и планирования Группы занимается Оперативный комитет. В рамках Группы регулярно проводятся совещания экспертов по следующим направлениям сотрудничества: обмен упреждающей информацией (координатор – Дания), борьба с незаконным перемещением людей (координаторы – Германия и Швеция), борьба с незаконным оборотом наркотиков (координатор – Польша), борьба с незаконным оборотом товаров (координаторы – Россия и Латвия), борьба с легализацией доходов, полученных незаконным путем (координатор – Финляндия), борьба с преступлениями против окружающей среды (координатор – Норвегия), борьба с незаконным оборотом автотранспорта (координаторы – Россия и Норвегия). Подробнее см.: Lucas, Hans-Dieter. Prospects For Cooperation  in the Baltic Sea Region // Aussen Politik. Vol. 46. 1995. No. 1. P.24-31; Иванов К., Смирнов А. Указ. соч. С.102-104; Høbjerg, Jens. Eastern European Organised Crime // Mare Balticum. 2000. No.10.

[7] Подробнее см.: Калдас, Кай-Хелин. Эволюция возможных вариантов национальной безопасности Эстонии в 1990-е годы / Athena Papers, № 4. Гармиш-Партенкирхен, 2005. С. 32.

[8] См.: Васьков М.Ю. Полиция Эстонии // Полиция и борьба с преступностью за рубежом. 6 выпуск. М., 2007. С. 84-85.

[9] См.: Ристе Улав. История внешней политики Норвегии. М., 2003. С. 383.

[10] См.: Блейре Д., Бутулис И., Зунда А., Странга, А., Фелдманис И. История Латвии. ХХ век. Рига, 2005. С. 450; Lucas, Hans-Dieter. The Baltic States in Europe. Problems and Prospects // Aussen Politik. Vol. 48. 1997. No. 2. P. 127-136.

[11] К упомянутой выше семерке присоединились Австрия, Дания, Финляндия, Исландия, Италия, Греция, Норвегия и Швеция.

[12] См.: МВД Финляндии – Министерство управления, регионального развития и внутренней безопасности. Хельсинки, 2000. С. 21.

[13] Австрия, Бельгия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Исландия, Италия, Греция, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Испания, Швеция, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Мальта, Эстония, Литва и Латвия.

[15] См.: Васьков Михаил. Российская милиция под флагом ООН // Боевое братство. 2004. № 8. С. 42-43.

[16] См.: Росбалт. Сообщения за 26 января 2006 г.

[17] Калдас, Кай-Хелин. Эволюция возможных вариантов национальной безопасности Эстонии в 1990-е  годы // Консорциум оборонных академий и институтов по изучению вопросов безопасности Партнерства ради мира. Athena Papers,  2005. № 4. С.26-27.

[18] См.: Министерство управления, регионального развития и внутренней безопасности. Информационная служба МВД Финляндии. Хельсинки, 2000. С. 21.

[19] См.: Police 2003 / Annual Report of the Finish Police / Ministry of the Interior Police Department. Helsinki, 2004. P. 15-16.

[20] См.: Участие органов внутренних дел и внутренних войск МВД России в международном сотрудничесте (сборник документов) / сост. В.П. Зимин. М., 1999. С. 273-278.

[21] См.: Васьков М.Ю. Полиция Эстонии // Полиция и борьба с преступностью за рубежом. Выпуск 6. М., 2007. С. 86-87.