Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛИЦЕЙСКОЙ СИСТЕМЫ ЭСТОНИИ

 

Процесс возрождения полицейских органов в Эстонии начался еще в советский период, когда 3 марта 1990 г. Верховный Совет Эстонии признал незаконной власть СССР и провозгласил начало перехода к созданию новой Эстонской Республики[1], одним из этапов которого явилось принятие 20 сентября 1990 г. Закона о полиции, предусматривающего, в частности, роспуск советских органов внутренних дел, включая подразделения милиции, и формирование национальной полиции с установлением переходного периода. (Позднее эти статьи, как исполненные, были из закона удалены). В результате, в ноябре 1990 г. на территории Эстонии было организовано 19 полицейских префектур, позже их стало 17, в соответствии с административно-территориальным делением, а 1 марта 1991 г. со дня вступления в силу Закона о полиции (за полгода до провозглашения независимости 20 августа 1991 г.) полиция Эстонии была воссоздана официально.

В сентябре 1991 г. после признания СССР независимости Эстонии, в соответствии с подписанными соглашениями, эстонской стороне были переданы материальные ценности, вооружение, техника и спецсредства республиканских подразделений МВД и КГБ ЭССР[2]. Достаточно большое число их бывших сотрудников (в основном, эстонской национальности) были приняты на службу во вновь формируемые правоохранительные структуры независимой Эстонии[3]. Таким образом, свою деятельность эстонская полиция начала не с нуля, а имела достаточную материальную и кадровую базу. 14 мая 1998 г. Рийгикогу (Парламент) принял Закон о полицейской службе, окончательно сформировав нормативно-правовую базу деятельности новой правоохранительной структуры.

В первые годы после восстановления независимости Эстония, не имея опыта функционирования современных институтов государства, по многим аспектам копировала финляндскую политику национальной безопасности[4]. Финны оказывали (и продолжают оказывать) всестороннюю помощь в становлении эстонской полиции[5]. В частности, МВД Финляндии ведет ряд проектов по повышению эффективности деятельности полиции Эстонии, обучению личного состава современным методам борьбы с преступностью, совершенствованию эстонского законодательства, а также административно-правовой практики[6]. А с 2003 г. финляндская сторона активизировала сотрудничество с эстонскими коллегами по линии профилактики преступлений[7].

Поэтому неудивительно, что за образец построения полицейской системы эстонцами была взята именно Финляндия с ее вариантом общескандинавской модели «невоенизированной» полиции, структурно, входящей, однако, в Министерство внутренних дел, а не в Министерство юстиции, как скажем, в Норвегии и Швеции. При этом прямо декларировался принцип: от советской милиции как силовой структуры – к демократической полицейской службе, с налаживанием совершенно новых отношений с обществом[8].

В результате, в 1990-е гг. в Эстонии под эгидой Главного управления полиции действовало несколько общенациональных подразделений, в том числе: Управление криминальной полиции, Центральная криминальная полиция, состоявшая из трех региональных центров, Управление охраны общественного порядка, Охранная полиция, Служба собственной безопасности (Служба защиты личного состава), Полицейская школа, Бюро судебной медицины и криминалистики, Бюро наружной (полевой) полиции, Бюро дорожной полиции, Бюро полицейской информации, а также  территориальные органы полиции в виде 17 префектур (пятнадцати уездных – Валгаской, Вильяндиской, Выруской, Ида-Вирумааской, Йыгавской, Ляэнемааской, Ляэне-Вирумааской, Пыльяваской, Пярнумааской, Раплаской, Саремааской, Тартумааской, Харьюской, Хийумааской, Ярвской, а также двух городских – Таллиннской и Нарвской). При этом чуть ли не ежегодно плавно снижался численный состав полиции. С 7 312 сотрудников полиции, проходивших службу в 1993 г., до 6 588 сотрудников полиции в 1995 г., до 3 633 сотрудника полиции в 2001 г. [9], до 3 412 сотрудников полиции в 2005 г. и до 3 288 полицейских, состоящих на аттестованных должностях, в 2009 г.

Постепенная реорганизация центральных и территориальных органов полиции началась еще в 1998 г. в связи со вступлением в силу Закона о полицейской службе, а в 2004 г. в связи со вступлением Эстонии в Европейский Союз и приведением структуры ее органов исполнительной власти в соответствие с общеевропейскими требованиями, а также унификацией законодательства в рамках ЕС, было проведено коренное реформирование органов полиции.

Декларируемая цель реформы: лучшее обслуживание населения, уменьшение количества руководящих звеньев и увеличение числа полицейских, выполняющих реальную работу. По замыслам реформаторов, все это позволит в дальнейшем более гибко и целенаправленно использовать имеющиеся ресурсы, сформировать новую единую структуру полиции, приблизить полицию к народу, и сделать всю полицейскую систему более открытой и действенной[10].

В результате, в настоящее время полиция Эстонии представлена Департаментом полиции (Politseiamet[11]) (центральным аппаратом), у которого в прямом подчинении находится Полицейская школа (Politseikool), общенациональными отраслевыми службами: Центральной криминальной полицией (ЦКП) (Keskkriminaalpolitsei), Полицией внутренней охраны (охраны правопорядка) (Julgestuspolitsei), Центром судебной экспертизы и криминалистики (Kohtuekspertiisijakriminalistikakeskus), а также территориальными органами полиции в виде четырех укрупненных префектур (prefektuur), сформированными по географическому признаку: Пыхьяской (Северной) полицейской префектуры (PõhjaPolitseiprefektuur), Идаской (Южной) полицейской префектуры (IdaPolitseiprefektuur), Лыунаской (Восточной) полицейской префектуры (LõunaPolitseiprefektuur), и Ляанеской (Западной) полицейской префектуры (LäänePolitseiprefektuur).

По замыслу реформаторов, новое деление территориальных органов полиции, проведенное по скандинавскому образцу, когда границы их зоны ответственности не совпадают с границами территориально-административных единиц страны, позволит свести к нулю коррупционную уязвимость любой централизованной полицейской системы.

Полиция Эстонии как правоохранительный орган является неотъемлемой частью общегосударственной системы обеспечения внутренней безопасности и полицейской системы страны и организационно входит в Министерство внутренних дел (Siseministeerium) на правах Департамента (Politseiamet).

В состав МВД Эстонии входит еще несколько Департаментов: Департамент Полиции безопасности (Kaitsepolitseiamet), Департамент гражданства и миграции (Kodakondus- ja Migratsiooniamet), Департамент пограничной охраны (Piirivalveamet), Спасательный департамент (Päästeamet), Инспекция по защите информации (Andmekaitse Inspektsioon), Академия МВД Эстонии (Академия внутренней обороны) (Sisekaitseakadeemia) – прикладное высшее учебное заведение по подготовке государственных служащих, в котором ведется несколько направлений обучения: полицейское, спасательной службы, таможенное и налоговое. При Академии образован Полицейский колледж (Sisekaitseakadeemia Politseikolledž). Кроме того, в состав МВД Эстонии входит также Пограничное училище в Мурасте.

После вступления Эстонии в Евросоюз в МВД Эстонии была проведена реформа центрального аппарата Министерства в соответствии с европейскими требованиями, поэтому здесь будет уместно привести его структуру. Министерство возглавляет Министр внутренних дел. Следующий уровень руководства составляют Министр по региональным вопросам и Канцлер (в ранге заместителя министра). В непосредственном подчинении у Канцлера имеются три заместителя – Вице-канцлера, курирующих соответствующие направления деятельности Министерства.

Вице-канцлеру по внутренней безопасности (куратор полиции) подчинены: отдел политики внутренней безопасности и отдел по делам иностранцев.

Вице-канцлеру по административным делам подчинены: отдел государственного имущества, отдел информации, баз данных и связи, отдел кадров, административный (или общий) отдел.

Вице-канцлеру по вопросам народонаселения и регионального развития подчинены: отдел по вопросам местных самоуправлений и регионального управления, отдел регионального развития, отдел планирования, отдел по вопросам религии, отдел по делам народонаселения.

В непосредственном подчинении у Канцлера также имеется ряд отделов. Это: отдел по связям с общественностью, правовой отдел, отдел внешних сношений и Европейского Союза, финансовый отдел, а также отдел внутреннего аудита (контроля), выполняющий роль подразделения собственной безопасности.

При Министре внутренних дел, Министре по региональным вопросам и Канцлере имеется также аппарат советников[12].

Помимо полиции правоохранительными функциями в той или иной мере в Эстонии обладает еще несколько органов исполнительной власти. Это:

Вышеперечисленные Департаменты Министерства внутренних дел, в том числе Департамент Полиции безопасности (Kaitsepolitseiamet) (Kapo), который отвечает за вопросы контрразведки в отношении разведывательно-подрывной деятельности иностранных спецслужб, ведет борьбу с терроризмом, коррупцией, наркобизнесом, собирает информацию о внутриполитической обстановке и общественных движениях, следит за соблюдением режимом секретности, проводит оперативно-технические мероприятия, ведет наружное и скрытое наблюдение и т.п.

Структурно Департамент Полиции безопасности делится на четыре общенациональных главных бюро: 1-е главное бюро – контрразведка, 2-е главное бюро – организованная преступность и экономические преступления крупного масштаба, 3-е главное бюро – оперативно-технические мероприятия, наружное и скрытое наблюдение, 4-е главное бюро – информация и анализ. Территориальные органы Полиции безопасности представлены в виде уездных бюро, которые занимаются всем спектром указанных задач на подведомственной территории;

В настоящее время в числе приоритетных задач Полиции безопасности значится противодействие российским спецслужбам, которые, по мнению эстонского руководства, проводят постоянную работу, направленную на дискредитацию Эстонии на международной арене, пытаются формировать мировое общественное мнение об Эстонии как о государстве, связанным с фашизмом, стремящимся пересмотреть итоги Второй мировой войны и страдающим ксенофобией;

Служба «F» (служба информации Государственной канцелярии), сотрудники которой являются аттестованными полицейскими служащими. В ведении службы находится координация деятельности органов полиции и органов госбезопасности. Служба «F» разрабатывает и представляет высшему политическому руководству страны обобщенные сведения особой важности, собирает информацию об общественных движениях, о готовящихся экономических санкциях против стран Балтии, о «вредных» для Эстонии экономических и военных программах;

Министерство юстиции (Justiitministeerium), в ведение которого, согласно постановлению Правительства Эстонии, координирование проектирования и систематизация законодательства, приведение эстонского законодательства в соответствие с законодательством ЕС, организация и контроль над работой судов первой и второй инстанций, контроль над работой прокуратуры и мест заключения;

Министерство финансов (Rahandusministeerium), куда, в частности, входят Налоговый департамент (Maksauamet),в ведении которого находится взимание налогов, контроль над уплатой налогов юридическими и физическими лицами, борьба с неплательщиками и недоимщиками,и Таможенный департамент (Tolliamet), состоящий из центрального аппарата и восьми региональных таможенных инспекций, в ведении которых находится взимание таможенных платежей и контроль над правильностью их уплаты;

Министерство окружающей среды (Keskkonnaministeerium), куда, в частности, входит Инспекция окружающей среды (Keskkonninspektsioon), в ведении которой находится контроль над экологической безопасностью страны.

Кроме того, правовые и административно-правовые вопросы также находятся в ведении:

Канцлера юстиции (Õigukantsler), который является независимым должностным лицом и обладает правами министра, производящим надзор за законодательной и исполнительной властью и правовыми актами местного самоуправления в соответствии с Основным законом и действующим законодательством[13];

Органов государственного контроля в лице Государственного контролера Эстонии, который проверяет хозяйственную деятельность государственных учреждений страны, включая полицию, использование и сохранность госимущества, госимущества, переданного во владение местных самоуправлений, хозяйственную деятельность предприятий, где государство имеет более 50 % паев или акций;

Государственной прокуратуры;

Коллегии адвокатов;

нотариальных контор;

судебных исполнителей;

исправительных учреждений и т.д.

Следует отметить, что правовые и административно-правовые вопросы находятся в ведении не только государственных, но и негосударственных правоохранительных органов, среди которых назовем адвокатуру, предприятия частной охранной деятельности, предприятия частной детективной деятельности, правовые кооперативы, общественные правоохранительные и правозащитные организации, комитеты по профилактике преступности в органах местного самоуправления, добровольные группы по охране городских микрорайонов, уездные комитеты по делам несовершеннолетних, уездные центры по профилактике преступности среди несовершеннолетних и т.д.

Таким образом, к настоящему времени в Эстонии полностью сложилась современная централизованная полицейская система, основным элементом которой стала демократическая невоенизированная полиция, пользующаяся достаточно широкой поддержкой со стороны населения (согласно опросам общественного мнения, степень доверия к полиции повысилась в несколько раз – с 17 %  в 1993 г. до 70 % в 2007 г. и до 80 % в 2009 г.[14]), а также всесторонней поддержкой со стороны органов власти. Полиция Эстонии вполне эффективно охраняет государство и общество от преступных посягательств и всевозможных угроз, обеспечивает общественный порядок и безопасность. Сегодня эстонская полицейская система является международно-признанной моделью. Как мы уже отмечали выше, за ее образец эстонцами была взята скандинавская модель полиции, рекомендуемая ООН своим странам-членам для изучения[15].

 

© М.Ю. Васьков, кандидат юридических наук

Из книги М.Ю. Васьков, В.В. Князев Полицейские системы зарубежных государств. Пособие. Часть 5. М. - 2008

 

 



[1] См.: Ярв, Антс. История Эстонии / Прибалтийско-финские народы. Ювяскюля, 1995. С. 132.

[2] См.: Широнин В.С. Под колпаком контрразведки. М., 1996. С.245-247.

[3] В последующие годы, однако, большинство сотрудников бывших республиканских силовых структур ЭССР под различными предлогами были постепенно уволены со службы.

[4] «Особые» отношения Эстонии и Финляндии объясняются общностью истории, географии и культуры. Народы обеих стран имеют единые финно-угорские корни, их языки принадлежат к одной лингвистической группе и очень схожи.

[5] Калдас, Кай-Хелин. Эволюция возможных вариантов национальной безопасности Эстонии в 1990-е  годы // Консорциум оборонных академий и институтов по изучению вопросов безопасности Партнерства ради мира. Athena Papers, 2005. № 4. С.26-27.

[6] См.: Министерство управления, регионального развития и внутренней безопасности. Информационная служба МВД Финляндии. Хельсинки, 2000. С. 21.

[7] См.: Police 2003 / Annual Report of the Finish Police / Ministry of the Interior Police Department, Helsinki. 2004, P. 15-16.

[8] См.: Эстонская полиция. Отдел информации и развития Департамента полиции Эстонии. Таллинн, 2002. С.29.

[9] См.: Правоохранительные органы стран Балтии /  Под ред. А.Н. Соколова. Калининград, 2004. С. 391-392.

[11] Там же.

[13] Назначается на должность на 7 лет Рийгикогу по предложению Президента Республики.

[14] См.: http: // www.politsei.ee .

[15] См.: The Police in Norway. (National Police Directorate).  Oslo, 2006. P. 31.