Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

ЗАКОН О ПОЛИЦИИ

ЭСТОНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ*

 ...Далее

 (1990 г., последние изменения 2004 г.)

(вступил в силу 1 марта 1991 г.)

 

Глава I. Общие положения

 

§ 1. Цели Закона о полиции

 

Закон о полиции определяет место и роль полиции в системе государственных и местных органов власти, обеспечивает основные функции, обязанности, права и ответственность полиции, организационные основы полиции, и контроль над деятельностью полиции.

 

§ 2. Полиция.

 

Полиция является институтом исполнительной власти, находящимся под административной ответственностью Министерства внутренних дел. Помощники сотрудников полиции участвуют в деятельности полиции на добровольной основе. Компетенция помощников сотрудников полиции определяется Законом.

Все полицейские органы и сотрудники полиции обязаны помогать другу в деле охраны общественного порядка, противостояния криминальным угрозам и задержании преступников без получения на то специального приказа.

 

§ 3. Основные функции полиции

 

Полиция должна гарантировать обеспечение общественного порядка, защиту законных интересов физических лиц и организаций, бороться с преступностью, вести досудебное расследование уголовных преступлений, накладывать и исполнять наказания в пределах ее компетенции.

 

§ 4. Общие принципы деятельности полиции

 

Полиция должна следовать принципам законности и гуманизма в деле охраны общественного порядка и гарантии общественной безопасности.

Полиция должна взаимодействовать с другими государственными органами, некоммерческими организациями, а также физическими лицами и объединениями физических лиц в деле исполнения обязанностей, предписанных полиции.

Все физические лица, находящиеся на территории Эстонской Республики или находящиеся под юрисдикцией Эстонской Республики несмотря на их гражданство, национальность, расу, цвет кожи, пол, язык, религию, социальное происхождение, социальный или финансовый статус, образование или иные обстоятельства находятся под защитой полиции.

Незаконное физическое или психологическое насилие и унизительное обращение или наказание не должны быть применимы в деятельности полиции.

 

§ 5. Обеспечение информацией о деятельности полиции

 

Полиция должна информировать государственные и местные органы власти и население о своей деятельности.

Информация, содержащая государственную, служебную или коммерческую тайну в отношении организаций и физических лиц, информация, касающаяся частной жизни, а также информация, полученная в результате профессиональной деятельности полиции, которая может быть расценена как предвзятая в отношении чести и достоинства физических лиц, информация, которая может затруднять выявление уголовных преступлений или которая может побуждать к совершению преступлений, не должна предаваться огласке.

Полиция обязана представлять в случае соответствующего запроса физическим лицам информацию относительно их личности, содержащуюся в полицейской базе данных.

Запрещается предоставлять информацию относительно других физических лиц.

Процедура предоставления информации из полицейской базы данных  регламентируется законодательством.

 

§ 6. Участие государственных и местных органов власти, некоммерческих организаций и физических лиц в охране общественного порядка и борьбы с преступностью

 

Государственные и местные органы власти и их представители обязаны обеспечивать полное содействие полиции в исполнении ее обязанностей.

Участие некоммерческих организаций, физических лиц и объединений физических лиц в деле охраны общественного порядка и борьбы с преступностью, а также их компетенция и законность участия в таковой охране должны регулироваться законодательством.

 

§ 7. Контроль и надзор за деятельностью полиции

 

Кроме Правительства Республики и Министра внутренних дел Государственный комитет по аудиту и комиссии, сформированные местными органами власти имеют право контролировать деятельность полиции в пределах их компетенции и в соответствии с процедурой, устанавливаемой законодательством.

Прокуратура должна осуществлять надзор за законностью деятельности полиции в пределах своей компетенции и в соответствии с процедурой, устанавливаемой законодательством. Предписание прокурора является обязательным для полиции.

 

Глава II. Структура полиции и полицейских органов

 

§ 8. Структура полиции

 

Полиция состоит из:

1)    полицейских органов;

2)    полицейских учебных заведений.

Полицейскими органами являются:

1)    Департамент полиции (Politseimet);

2)    (пункт удален с 01.03.2001 – RT I 2001, 7, 17);

3)    префектуры полиции;

4)    общенациональные специализированные полицейские службы;

Общенациональными специализированными полицейскими службами являются:

1) Центральная криминальная полиция (Keskkriminaal politsei);

2) Полиция внутренней охраны (охраны правопорядка) (Julgestuspolitsei);

3) Центр судебной экспертизы и криминалистики (Kohtuekspertiisi ja kriminalistika keskus).

 

§ 9. Структура, реструктуризация и упразднение префектур полиции и полицейских учебных заведений

 

Учреждение и реорганизация префектур полиции и полицейских учебных заведений, а также их упразднение находится в компетенции Правительства Республики.

 

§ 10. Департамент полиции

 

Департамент полиции обеспечивает гарантии общественного порядка и внутренней безопасности, профилактики уголовной преступности и административных правонарушений, борьбы с уголовной преступностью и административными правонарушениями, задержания уголовных преступников и административных правонарушителей, досудебного расследования уголовных дел, вести производство дел по административным правонарушениям, а также исполняет иные обязанности, предписанные полиции настоящим Законом или иными законодательными актами, изданными на его основе.

Полицейские органы и полицейские учебные заведения находятся в  подчинении Департамента полиции. Департамент полиции должен руководить, направлять, координировать и контролировать их деятельность.   

 

§ 11 (удален с 01.03.2001 – RT I 2001, 7, 17)

 

§ 11-1. Префектуры полиции.

 

Префектура полиции обеспечивает гарантии общественного порядка и внутренней безопасности, профилактики уголовной преступности и административных правонарушений, борьбы с уголовной преступностью и административными правонарушениями, задержания уголовных преступников и административных правонарушителей, досудебного расследования уголовных дел, вести производство дел по административным правонарушениям, а также исполняет иные обязанности, предписанные полиции настоящим Законом или иными законодательными актами, изданными на его основе, в том случае, если исполнение вышеперечисленного не входит в компетенцию общенациональных полицейских органов.

Префектура полиции является территориальным органом Департамента полиции с полномочиями осуществлять исполнительную власть.

Префектура полиции может включать в себя территориальные структурные подразделения: полицейские участки и полицейские отделы. Полицейский отдел организуется для обеспечения обслуживания региона, насчитывающего не менее 50 тысяч жителей.

Министр внутренних дел может, согласно внутреннему распоряжению, назначать начальников полицейских отделов с тем же объемом полномочий, которые предоставлены начальникам префектур полиции.

В административном подчинении префектур полиции могут находиться изоляторы временного содержания, которые имеют право использовать также другие полицейские органы.

Месторасположение и территориальная юрисдикция префектуры полиции устанавливается распоряжением Правительства Республики.

 

§ 11-2 Центральная криминальная полиция

 

Центральная криминальная полиция (Keskkriminaal politsei) борется с уголовной преступностью, расследует уголовные преступления и ведет досудебное расследование уголовных дел в случаях, определенных Министром внутренних дел.

Отдел финансовой разведки Центральной криминальной полиции занимается предотвращением отмывания денежных средств и финансирования террористической деятельности согласно положениям Закона о предотвращении отмывания денежных средств и финансирования террористической деятельности (RT I 1998 г., последние изменения 2003 г.).

Центральная криминальная полиция находится в административном подчинении Департамента полиции.

 

§ 11-3 Полиция внутренней охраны

 

Полиция внутренней охраны (Julgestuspolitsei) обеспечивает персональную охрану президента Республики, Председателя Рийгикогу (Парламента), Премьер-министра и лиц, определенных Правительством Республики, а также осуществляет охрану объектов, определенных Правительством Республики.

Основа организации деятельности по персональной охране и охране объектов устанавливается распоряжением Правительства Республики.

Полиция внутренней охраны находится в административном  подчинении Департамента полиции.

 

§ 11-4 Центр судебной экспертизы и криминалистики

 

Центр судебной экспертизы и криминалистики (Kohtuekspertiisi ja kriminalistika keskus) проводит судебные экспертизы и техническое расследование, а также участвует в проведении следственных действий.

Центр судебной экспертизы и криминалистики находится в административном  подчинении Департамента полиции.

 

§ 11-5 Учебные заведения, готовящие сотрудников полиции

 

Сотрудников полиции готовят полицейские учебные заведения и учреждения, заявленные как высшие учебные заведения для гражданской обороны.

Полицейские учебные заведения являются профессиональными учреждениями для гражданской обороны. Полицейские учебные заведения находятся в административном  подчинении Департамента полиции.

 

§ 11-6 Число государственных служащих в полицейских органах

 

Число сотрудников полиции и других категорий государственных  служащих в полиции определяются Правительством Республики.

 

Глава III. Обязанности полиции

 

§ 12. Обязанности полиции

 

Полиция в соответствии со своими функциями должна:

1) обеспечивать помощь физических лиц в пределах своей компетенции;

2) защищать  жизнь, здоровье, честь и достоинство, собственность и имущество физических лиц в случае незаконных нападок или при иных угрожающих обстоятельствах;

3) гарантировать порядок в общественных местах, в случае совершения преступлений требовать их немедленного прекращения и предпринимать соответствующие меря для их пресечения;

4) получать и регистрировать информацию относительно преступлений и иных событий, незамедлительно предпринимать меры для предотвращения преступлений, борьбе с ними и их расследования;

5)инициировать уголовное судебное разбирательство, вести досудебное расследование и исполнять иные функции, вытекающие из законодательства, относительно уголовного судебного разбирательства, проводить экспертную оценку и техническое расследование;

6) исполнять судебные приговоры и судебные решения в пределах своей компетенции, проводить задержание, кратковременное заключение под стражу и высылку, охранять и конвоировать задержанных лиц и лиц, взятых под стражу;

7) гарантировать права и законные интересы лиц, приведенных в полицию, и в случае необходимости обеспечивать их медицинской помощью, обеспечивать законность относительно причин для вызова или привода таких лиц в полицию;

8) участвовать в профилактике преступности, наркомании, алкоголизма и иных пороков;

9) оказывать помощь лицам, отбывшим наказание по приговору суда, вновь адаптироваться в общество;

10) вести разбирательство по делам об административных правонарушениях;

11) разыскивать пропавших лиц, лиц, находящихся в Эстонии незаконно, а также иных лиц, согласно процедуре, определенной законодательством;

12) обеспечивать защиту посольств иностранных государств и резиденций послов, охранять объекты, определенные Правительством Республики;

13) регулировать дорожное движение и осуществлять дорожный контроль, проводить мониторинг состояния дорог, улиц, а также осуществлять учет транспортных средств;

14) отслеживать в соответствии с установленными правилами открытие и функционирование объектов, находящихся под охраной;

15) отслеживать установленный паспортный режим и выполнение правил регистрации физических лиц по адресу их постоянного проживания, ставить отметки в их паспорта о дате въезда и перемещения;

16) проверять законность пребывания и  работы в Эстонии иностранных граждан или лиц без гражданства;

17) информировать государственные и местные органы власти по вопросам криминогенной обстановки, о несчастных случаях, пожарах, катастрофах, природных катаклизмах и других экстраординарных событиях, и принимать меры, необходимые для минимизации ущерба от их последствий, спасению людей и оказание им помощи в этих обстоятельствах, а также обеспечивать помощь жертвам преступлений и лицам, находящимся в беспомощном состоянии;

18) гарантировать сохранность найденных вещей и документов, которые были доставлены в полицию, возвращать эти вещи и документы их владельцу или его законному представителю, или передавать их в бюро находок;

19) участвовать в охране окружающей среды, природных ресурсов и объектов природы;

20) исполнять иные функции, предписанные полиции настоящим Законом или законодательством, изданным на его базе;

Полиция в пределах своей компетенции должна оказывать содействие:

1) органам здравоохранения и ветеринарии в случае введения карантина вследствие эпидемий или эпизоотий;

2) медицинским учреждениям, путем доставки туда лиц, которые по состоянию своего здоровья находятся в опасном состоянии или представляют опасность для других лиц;

3) пожарным и спасательным службам в исполнении их функций путем обеспечения при необходимости общественного порядка;

4) Бюро по гражданству и миграции в отслеживании паспортного режима и выполнения правил регистрации физических лиц по адресу их постоянного проживания, отметок в их паспорта о дате въезда и перемещения;

5) органам государственной безопасности в исполнении их функций;

Если сотрудник полиции или курсант полицейского учебного заведения являются очевидцем какого-либо преступления, он (она) должен начать исполнять свои обязанности невзирая на время и место.

 

...Далее