Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Милиция Временного правительства

 

«В заключение нелишне заметить два слова о самом термине «милиция». Часть членов Комиссии указывала, что термин этот, насколько он принят в мировом обороте, далеко не соответствует тому учреждению, которое предлагается на благоусмотрение Совещания, и предлагала заменить его «общественная полиция», «гражданская стража» и чем-нибудь иным. Но так как в русском языке все соответствующие термины оказались загрязненными теми институтами старого порядка, которые у всех вызывают только чувство ненависти или презрения, как полиция, конно-полицейская стража, «охранка» (отделение по охранению общественной безопасности и государственного порядка) и т.п., а между тем новое существо проектируемого Комиссией института должно быть зафиксировано и в новом термине, то комиссия большинством четырех против двух решила сохранить термин «милиция».

Из «Объяснительной записки к проекту Временного положения о милиции», подготовленной Комиссией по делам милициии муниципальной полиции
МВД Временного правительства. 17 апреля 1917 года.

 

Декларация Временного правительства о его составе и задачах. Читать...

Председатель Совета министров и министр внутренних дел Г.Е.Львов. Читать...

Постановление Временного правительства об учреждение милиции. Читать...

Черзвычайная следственная комиссия. Читать...

Генерал-лейтенант В.Ф.Джунковский. Читать...

Борьба с криминогенной ситуацией в России весной-осенью 1917 года. Читать...

Динамика смены власти крушение старого правопорядка в Вятской губернии с февраля по октябрь 1917 года. Читать...

Февральский излом 1917 года.Читать...

Замена полиции милицией в России 1917 года региональный аспект. Читать...

 

Отречением от престола императора Николая II победоносно завершилась борьба за власть российских буржуазных и демократических партий.

 

Императорская власть в Петрограде прекратила свое существование 27 февраля 1917 года. Для поддержания порядка Государственная Дума сформировала в этот день Временный комитет Государственной Думы, а 1 марта образовала Временное правительство, провозгласившее полную политическую амнистию, основные права и свободы граждан, равноправие солдат с гражданами, создание милиции (вместо полиции) и начало подготовки к Учредительному собранию. Временное правительство возглавил председатель «Всероссийского земского союза» Г.Е. Львов.

 

Перед отречением от престола 2 марта 1917 года император Николай П подписал указ о назначении Председателем Совета министров князя Георгия Евгеньевича Львова. Его кандидатура была выбрана не самим царем, а Временным комитетом Государственной Думы, взявшим на себя управление страной в дни Февральской революции. В сформированном Г.Е. Львовым правительстве девять из двенадцати министров являлись членами Государственной Думы. Г.Е. Львов одновременно занял пост министра внутренних дел. (Впоследствии многие члены Временного Правительства, поддерживавшие его политические деятели обвиняли Львова в неумении руководить кабинетом министров и особенно министерством внутренних дел). Возглавив министерства, бывшие думские депутаты были поставлены перед необходимостью не только овладеть государственным аппаратом, но и значительно изменить его. Прежде всего, это относилось к органам внутренних дел.

 

За недолгий период существования Временного правительства им был проведен ряд реформ

 

Многолетнее противостояние самодержавия и его опоры в лице армии, МВД, полиции, жандармерии и радикальных, ультраэкстремистских политических сил прекратилось. Длительная ожесточенная борьба сторон сопровождалась растущей ненавистью и недоверием революционеров к силам охраны законного порядка. В силу этого победители не могли устоять от соблазна сведения счетов с представителям бывшей, презираемой ими власти.

 

Массовые антиправительственные выступления в дни Февральской революции сопровождались разгромом полицейских учреждений, избиением их служащих. Как отмечали очевидцы, участники революционных событий февраля-марта 1917 года, “запасы ненависти вдруг разлились и мутным потоком вылились на улицы Петрограда в формах избиения городовых”, “московские обыватели, всю жизнь боявшиеся околоточных и городовых, приняли участие в охоте за ними”.

 

Хотя деморализованная полиция не оказала существенного сопротивления восставшим, многие ее сотрудники были арестованы и помещены в тюрьмы.

 

Весь период с марта по октябрь был отмечен активностью правительства по реорганизации государственного аппарата. Первая же акция на этом пути оказалась не совсем удачной. Речь идет о чистке учреждений от сторонников царского режима.

 

Несмотря на то, что полиция в дни революции в целом сохраняла нейтралитет, полицейские учреждения страны подверглись уничтожению, а служащие, особенно городовые и околоточные, настоящей “охоте”. Безусловно, Временное правительство не могло доверить безопасность государства царским “учреждениям”.

 

Одной из главных перед милицией Петрограда и Москвы была поставлена задача: поиск и арест бывших представителей власти, особенно полицейских и жандармов, которым приписывались попытки организации контрреволюционных выступлений и даже участие в кражах и бандитских налетах с целью дискредитации новой власти.

 

26-28 февраля 1917 года в ходе государственного переворота в Петрограде громили «охранки», полицейские участки и тюрьмы, жгли документы, разоружали полицейских. Так российская действительность опровергла прогнозы ряда политиков о том, что после падения самодержавного строя резко возрастет сознательное отношение российских граждан к соблюдению правопорядка.

 

Сами служащие Департамента полиции, боясь разглашения секретной информации, пытались уничтожить картотеку. Но пострадали только некоторые формуляры на букву «А». Картотека находится в Государственном архиве РФ.

 

Бюро ЦК РСДРП (б) внесло на 1-ом заседании исполкома Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов в ночь на 28 февраля предложение организовать рабочую милицию (РМ) на фабриках и заводах из расчета 100 человек на 1000 рабочих. РМ должна была на сборных пунктах ждать указаний Совета. 28 февраля и в первые числа марта на многих предприятиях Петрограда на общих собраниях рабочих выбирали в РМ. Ее задачей была охрана правопорядка, так как «…теперь самому народу нужно вести охрану местности». РМ должна была быть вооруженной опорой создаваемых Советов рабочих и солдатских депутатов. Одновременно она стала выполнять и функции охраны правопорядка на территории заводских районов. В дни февраля в Петрограде раздали более 10 000 документов сотрудников милиции.

 

Временный комитет Государственной думы 28 февраля издал постановление о немедленном аресте всех чинов наружной и тайной полиции и ОКЖ. Резко возросла преступность. Для многих бывших работавших сотрудников ОВД события февраля - марта стали ударом. Так, С.В. Зубатов застрелился в марте из-за отречения государя. Честным и ответственным сотрудникам стало гораздо сложнее служить. При двоевластии они теряли жизненные ценности и ориентиры.

 

Временное правительство опубликовало 3 марта Декларацию, провозгласив замену полиции народной милицией (НМ) с выборным начальством, подчиненным органам местного самоуправления, и полную и немедленную амнистию по свеем политическим и религиозным делам, свободу слова, печати, союзов, собраний и стачек. Руководство милиции было выборным, формировали ее из добровольцев.

 

По амнистии Временного правительства 3 марта «Об облегчении участи лиц, совершивших уголовные преступления» из тюрем выпустили политических заключенных и ряд уголовников. 6 марта Временное правительство объявило о повторной амнистии (состоялось 17 марта), проведение которой значительно ухудшило криминальную обстановку в стране. Во главе ГТУ встал профессор А.А. Жижиленко, который в 1917 году воплощал в жизнь идею превращения заключения в систему перевоспитания наказуемых трудом.

 

В ряде случаев с помощью таких документов представители преступного мира совершали незаконные обыски и грабежи. Начальники райотделов милиции Москвы (большей часть бывшие поверенные) нередко узнавали в сотрудниках милиции бывших подзащитных. Появились и территориальные подразделения милиции Временного правительства: уже в первые дни марта их организовали в 23 городах.

 

4 марта Председатель Временного правительства и одновременно министр внутренних дел князь Георгий Евгеньевич Львов отдал распоряжение о повсеместном отстранении от должности губернаторов и их ближайшего окружения с заменой их временно представителями губернских и уездных земских управ, на которых возложили соответственно обязанности губернских и уездных комиссаров Временного правительства и задачи реформирования полиции в милицию.

 

Временное правительство приняло постановления об упразднении охранных отделений (6 марта), Департамента полиции (10 марта), ОКЖ (19 марта) и железнодорожной полиции. Имущество ОКЖ передали военному ведомству, архивы - главному штабу, а дела губернских управлений - комиссиям из представителей суда и местных комиссаров Временного правительства. Так узаконили ликвидацию старых правоохранительных структур. Бывших полицейских отправляли на фронт.

 

Вместо них в составе МВД учредили Временное управление по делам общественной полиции и по обеспечению личной и имущественной безопасности граждан. Впоследствии его переименовали в Главное управление по делам милиции и по обеспечению личной и имущественной безопасности граждан.

 

Служащие полиции остаются “за штатом”, под началом временного управления по делам общественной полиции и по обеспечению личной и имущественной безопасности граждан. Главное внимание в этот период уделяется вопросам ликвидации находящихся в производстве дел политического характера, а также архивных материалов и специальных учетов политической и общеуголовной направленности.

 

У власти осталось много бывших царских чиновников. Вот что писал в свое время Н.А. Рожков: “В Министерстве внутренних дел не все благополучно. До сих пор не сменены все, только постепенно сменяются, частью числятся на службе, хотя и отстранены от нее фактически, губернаторы; кое-где оставлена даже старая полиция, которая невозбранно черносотенствует; комиссарами Временного правительства на местах назначены председатели земских управ и городские головы, люди непопулярные и по убеждениям большей частью правее кадетов и даже октябристов. Неудивительно, что такие господа там, где население политически активно, попали под арест, а где оно пассивно - являются центрами черносотенного движения”.

 

Что дело обстояло именно так, свидетельствует ответ Министерства внутренних дел на заявление Рожкова, из которого видно, что, несмотря на изменение порядка назначения комиссаров, на местах остались многие из прежнего чиновничьего аппарата. Резко увеличилась численность аппаратчиков. В одном только Военном министерстве их число увеличилось более чем в три раза. Министр финансов Н.В. Некрасов был вынужден заявить на государственном совещании в Москве, что “ни один период российской истории, ни одно царское правительство не было столь щедро в своих расходах, как правительство революционной России”.

 

Из Министерства внутренних дел были удалены все высшие чины, которые не соответствовали по своей прежней деятельности новым политическим условиям. 5 марта князь Г.Е. Львов отправил циркуляр на имя губернаторов: “Временное правительство признало необходимым временно устранить губернатора и вице-губернатора от исполнения обязанностей по этим должностям. Управление губерний возлагается на председателей земских управ в качестве губернских комиссаров Временного правительства... На председателей уездных земских управ возлагаются обязанности уездных комиссаров... Полиция подлежит переформированию в милицию”. Характеризуя эти действия правительства, В.Д.Набоков в очень резкой форме отмечал: “В целом ряде губерний, где председателем управы являлось лицо, назначенное старым правительством, это распоряжение сводилось к лишенной всякого смысла и основания замене одних чиновников другими, далеко не лучшими... Председатель управы был нередко ставленником реакционного большинства”. По мнению Набокова, надо было оставить на своих местах старых чиновников.

 

Но реально российское буржуазное государство не смогло обойтись без “органов” и недели. Уже 11 марта 1917 года Постановлением Временного правительства учреждается милиция. Деятельность ее регламентировалась “Временным положением”. Так же, как и раньше, милиция подразделяется на уездную и городскую. В остальном же производятся серьезные изменения. Становится выборной городской или уездной управой должность руководителя милиции. Вводятся новые штаты: начальник милиции, его помощники, участковые начальники милиции, их помощники, старшие милиционеры, милиционеры. Начальник милиции, кроме того, располагает секретарем, канцелярией, архивом и рассыльными, а также помещением для арестуемых. “Временное положение” фактически передает все полномочия охраны правопорядка местным органам власти: управы определяли необходимое им количество штатных милицейских единиц, их номенклатуру, а также уровень окладов денежного содержания сотрудников. Роль МВД, декларируемая в объеме общего руководства, издания нормативных актов, производства ревизий, на деле была номинальной. Столичному руководству отводились функции консультанта и, в лучшем случае, координатора деятельности подчиненных подразделений.

 

 

Форменное обмундирование сотрудников не предусматривалось. Милиционеры носили нарукавные повязки с буквами “ГМ” (гражданская милиция). Интересно, что правительственное наименование нового органа охраны общественного порядка “не прижилось” – на периферии его называли по-разному: “городская милиция”, “народная милиция”, “милиция Временного правительства” и т.д. Более либеральным стал и порядок набора кадров. “Вполне грамотным” русским подданным старше 21 года поступить на службу могло помешать: состояние под следствием и судом в качестве обвиняемого; осуждение за кражу, мошенничество, присвоение имущества, проведение операции с недобросовестно приобретенной собственностью, подлоги, ростовщичество, поражение в правах (да и то, если со дня отбытия наказания не прошло 5 лет); финансовая несостоятельность; состояние под опекой за расточительство; содержание домов терпимости.

 

 

Полномочия новой милиции в сравнении с прошлым также оказались несколько урезанными – “Временное положение” не оговаривало права проведения дознания или предварительного следствия. К ее ведению относилось: принятие мер к прекращению нарушений законов и общественного порядка; оповещение населения о распоряжениях центральных и местных властей; охрана политических свобод; содействие органам власти в исполнении обязанностей; выдача гражданам различного рода документов; ведение учета населения; составление актов и протоколов по широкому спектру случаев (ЧП, стихийные бедствия и т.д.); охрана исправного состояния дорог, мостов, улиц; надзор за порядком движения; обеспечение порядка во время стихийных бедствий.

 

К сожалению, власти не удалось заменить “Временное положение”, носящее переходный характер, более серьезным правовым актом. Документ страдал весьма серьезными недостатками: касался работы исключительно наружных служб, не затрагивая устройства милиции Петрограда, Москвы, Киева и Одессы, не обеспечивал единства деятельности органов внутренних дел. Одновременно документ содержал и некоторые противоречия в отношении определения компетенции местных и центральных органов власти.

 

“Временное положение” не сумело создать необходимых условий для деятельности реорганизуемых милицейских органов, что в тех исторических условиях имело далеко идущие последствия.

 

15 марта временное правительство предоставило губернским комиссарам решать вопрос о приеме в милицию «достойных из числа бывших чинов полиции и жандармов». Временное правительство предложило передать сыскные отделения МЮ, возложив на губернских комиссаров обязанность «озаботиться, чтобы учреждения эти возобновили свою деятельность как можно скорее». При МЮ создали Бюро уголовного розыска, политическую разведку при МВД, контрразведку при Генштабе и осведомительный отдел при Петроградском градоначальстве.

 

20 марта появляется новый циркуляр: “Временное правительство, признавая подлежащим упразднению институт земских начальников, предлагает деятельность земских начальников немедленно приостановить. Имея в виду, что переустройство местного управления и самоуправления требует времени, а оказание правосудия населению должно протекать безостановочно, правительство уполномочивает губернских комиссаров впредь до преобразования местного суда не прерывать производство судебных дел и, отстранив земских начальников от исполнения их обязанностей, возложить производство судебных дел на временных судей, каковых назначить по соглашению с уездными комиссарами”.

 

В связи с проведением кардинальных преобразований требовал своего решения вопрос о перспективах продолжения службы в милиции сотрудниками прежней полиции. В своих циркулярах, выступлениях в средствах массовой информации и перед гражданами ответственные руководители демократического правительства также обосновывали необходимость передачи полномочий решения подобных проблем в губернии. Но “порядок увольнения от должности прежних чинов полиции” разрабатывался “в центре”. В результате, продолжение службы полицейскими оказалось в подавляющем большинстве случаев невозможным. Старые сотрудники и их семьи стали жертвой политических разборок, в результате которых в обществе возобладали устойчивые антиполицейские настроения.

 

Исключение делалось лишь для работников сыскной полиции. Переименованная в уголовно-розыскную полицию она продолжала действовать и при новой власти, но под надзором не только прокуратуры и адвокатуры, но и комиссаров Временного правительства.

 

Данная мера сама по себе уже ничего не решала, т.к. борьба с преступностью в царской России велась “системой”, состоящей из наружной (разрушенной новым руководством) и сыскной (сохранившейся) полиции. Уничтожение одного из элементов лишало ее динамизма, ломало механизм взаимодействия составных частей и предопределяло падение результативности работы. Если бы министры-демократы знали, что, наряду с нежеланием продолжать войну, недовольством безобразным снабжением городов продовольствием, возмущение населения ростом преступности и коррупции станет одной из причин их “падения” в октябре 1917 года, они действовали бы по-другому...

 

22 марта губернским комиссарам поручили «…организовать временную милицию, не стесняясь законами, относившимися к бывшей полиции». Временное правительство рассчитывало на то, что организация новой милиции станет заботой комиссаров, именно им и адресовывали все распоряжения МВД по этим вопросам. Начальникам милиции велели исполнять распоряжения комиссаров.

 

В дополнение к амнистированным из ряда тюрем совершили побеги. Эти попустительства на фоне двоевластия вызвали рост преступности. В марте-апреле в крупных городах России грабежей стало в 8 раз больше, убийств - в 5 раз.

 

17 апреля Временное правительство утвердило «Временное положение о милиции», закрепив правовые основы ее деятельности. Комиссарам поручили руководить деятельностью милиции в губерниях и уездах. Принципом управления милиции стало единоначалие. Начальник милиции (их избирали и увольняли земские управы из достигших 21 года русских подданных) решал вопросы комплектования кадров, их перемещения, определял размеры окладов, мог накладывать взыскания, формировать вспомогательные кадры. Ему поручили формировать разведочное бюро (для борьбы с уголовной преступностью), которое затем утверждал местный Комитет народной власти. Финансирование милиции предполагали за счет средств бывшей полиции. Это не удалось, т.к. МВД запретило расходовать более 50 % от сумм на содержание полиции. Работал и циркуляр об обязательной выплате в полном объеме денежного содержания чинам бывшей полиции. Изыскивать средства на содержание милиции предлагали местным городским и земским самоуправлениям, финансирование милиции оставили в прежних размерах, без учета инфляции (в условиях войны Временное правительство основные усилия направляло на удовлетворение потребностей армии, а обеспечение потребностей органов охраны правопорядка отходило на второй план). Города делили на районы, районы на уезды - на участки. Местные органы самоуправления выбирали начальников городской, уездной, районной, участковой милиции и их помощников. Контроль за деятельностью милиции возложили на комиссаров милиции и его помощников, работавших в каждом участке милиции (их назначало и увольняло МВД). Комиссар милиции подчинялся комиссарам Временного правительства и отвечал за создание и деятельность судебно-следственной комиссии для рассмотрения дел всех задержанных не долее суток и проверки правомерности арестов. До полного формирования и перехода под городские самоуправления, милиция подчинялась председателю Исполнительного комитета народной власти. Общее руководство милицией страны возложили на МВД. Ст. 14 Положения запрещала принимать на службу в милицию лиц, состоящих под судом и следствием или ограниченных по суду в правах. Ст. 15 устанавливала для начальников милиции и заместителей образовательный ценз в объеме гимназии. Эти 2 статьи дели повод революционно настроенным пропагандистам писать об ущемлении прав населения, из-за низкого уровня образования и пребывавшего на учете в полиции, не способного претендовать на эти служебные должности в «общественной» милиции. По революционной доктрине всеобщего обязательного вооружения народа и создания милиционной системы, «народная» милиция Временного правительства рассматривалась явлением преходящим, буржуазным пережитком. Правительство стремилось комплектовать кадры милиции профессионалами: в нее допустили бывших работников полиции; преимущественно «благонадежных» с точки зрения городской думы людей (потом она выступила активной силой против большевиков).

 

По постановлению 17 апреля на местах решили распустить рабочую милицию.

 

В двоевластии привлечение армии к охране правопорядка в стране ожидаемо. Но Временное правительство до осени 1917 года не поддержало шагов местных органов власти по привлечению армии в обеспечении безопасности страны. Потому с апреля по инициативе большевиков сначала в Петрограде, а затем и в других регионах стали формировать отряды Красной гвардии, которые большевики рассматривали как «ударную волну революционной армии пролетариата». Часто Красную гвардию использовали для охраны правопорядка.

 

26 апреля Главное Тюремное Управление (ГТУ) преобразовали в Главное Управление по делам Мест Заключения (ГУМЗ), а Совет по тюремным делам - в Совет по делам мест заключения (при формировании которого ввели выборные начала). Основной задачей пенитенциарной системы провозгласили социальное перевоспитание преступника. Этим же постановлением Временное правительство отменило высылку на поселение. Губернская тюремная инспекция продолжала фактически управлять тюрьмами. Наследием от 1-й мировой войны для тюремной системы стало содержание немцев-военнопленных.

 

В начале мая при Московском Совете рабочих депутатов образовали Центральный штаб Красной гвардии. К середине 1917 года Красную гвардию создали в большинстве районов страны.

 

Нельзя утверждать, что правительство недооценивало надвигающейся опасности. Уже в апреле оно возлагает на милицию функции, исполнявшиеся ранее жандармами. В соответствии с циркуляром МВД в управления по делам милиции должна была стекаться информация, касающаяся: аграрного, рабочего, национального вопросов, массовых беспорядков, самоуправства отдельных лиц или групп, направленного на создание препятствий для деятельности правительственных учреждений, случаев “выдающейся агитации” против новой власти. На ее основании Управление по делам милиции (в июле 1917 года Временное управление по делам общественной милиции было переименовано в Главное управление по делам милиции – Главмилицию) готовило Правительству ежедневную оперативную сводку. Получаемый доклад позволял “центру“ требовать от местных органов власти “...принять самые решительные меры по ликвидации... явлений, дезорганизующих страну, и обеспечению нормальных условий жизни”.

 

Читать далее...