Полиция в Российской империи
1881-март 1917
Одним из первых мероприятий в русле этого курса было издание 14 августа 1881 г. Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия. Оно определяло правовой режим усиленной и чрезвычайной охраны, объявляемый в случае необходимости в отдельных местностях или на территории всей империи. При этом серьёзно расширялись права полиции. Так, правовой режим чрезвычайного положения предусматривал предоставление генерал-губернаторам на местах фактически прав главнокомандующих армиями для прифронтовой полосы в военное время. По их указанию любое уголовное дело могло быть направлено в военный суд. Они получали право ареста или высылки любого лица административном порядке, закрытия учебных заведений, временного прекращения деятельности выборных учреждений (городских дум и земских собраний) и т.д.
Практически вплоть до 1917 г. почти не было ни одного года, когда в той или местности не объявлялось бы состояние усиленной или чрезвычайной охраны.
Имелось в Положении и ещё одно новшество. Учреждено Особое совещание при министре внутренних наделенное правом ссылки под административный надзор или высылки из определенных местностей на срок до пяти лет в административном порядке (т.е. без суда и следствия).
Предметом особой заботы правительства стало укрепление политического сыска. Слабым местом жандармских органов была сыскная работа. Объяснялось это тем, что корпус жандармов воинское соединение комплектовался офицерами, переводившимися из других армейских частей. Но в армии по законам офицерской чести общение офицера с агентом-доносчиком считалось делом предосудительным. Армейский офицер, заподозренный в доносительстве или в общении с доносчиком, изгонялся из полка. Кстати, должностные инструкции по работе с агентурой запрещали вербовать в качестве секретных агентов потомственных дворян и офицеров. Когда офицерам, переведённым на службу в корпус жандармов, приходилось иметь дело с агентурой, они шли на это крайне неохотно. К тому же, жандармам запрещалось переодеваться в гражданское платье, что затрудняло оперативно-розыскную работу. Бывший начальник Киевского жандармского управления, а затем личной охраны императора генерал Спиридович в своих мемуарах писал о том как жандармские унтер-офицеры отправляясь на задание по наружному наблюдению (т.е. на слежку), одевали поверх военной формы гражданское пальто, из под которого были видны сапоги со шпорами и сабля. Учитывая неприспособленность жандармов к розыскной работе, по инициативе снизу создаваться новые независимые от жандармерии розыскные органы. Впервые, еще в 1866 г. сразу после покушения Каракозова на Александра II, такой специализированный розыскной орган – Отделение по охране государственного порядка и общественного спокойствия градоначальнике, а затем аналогичный орган возник и при московском обер-полицмейстере. Отделения, именовавшиеся в обычном обиходе «охранными» (или «охранкой»), имели своей задачей борьбу при помощи секретной агентуры с революционными организациями. Деятельность этих отделений распространялась далеко за пределы столичных губерний. Созданный при Московском охранном отделении «летучий отряд филеров» преследовал революционеров на большей части территории империи. Характерно, что отряды филеров как при петербургском, так и при московском охранных отделениях состояли не из жандармов, а из вольнонаемных сотрудников.
В 1883 г. по докладу министра внутренних дел Д.А. Толстого было утверждено Положение об устройстве секретной полиции в империи, в котором предусматривалась возможность создания сети охранных отделений по всей стране. Граф Дми1'рий Толстой (который в 1880 г. по настоянию Лорис-Меликова был смещен с поста министра народного просвещения а теперь стал министром внутренних дел) попытался организовать общеимперский орган секретной полиции, независимый от жандармских управлений, который руководил бы сетью охранных отделений.
Однако поставленный во главе секретной полиции подполковник Судейкин в декабре 1883 г. был убит своим же агентом штабс-капитаном Дегаевым. После гибели Судейкина попытка создания независимой от жандармов секретной полиции провалилась, тем более что для ее осуществления требовались новые бюджетные ассигнования, которые так и не были выделены.
Начавшийся в 80-е годы промышленный переворот в России и последовавший затем промышленный подъем 1893--1900 годов охвативший все отрасли промышленности, в том числе тяжёлую промышленность, привел к изменению социальной структуры общества: бурному росту городского населения и в особенности слоя индустриальных рабочих. Именно эта социальная группа превращается в главный объект политического сыска.
Однако быстрый рост промышленности и развитие рыночных отношений сочетались с сохранением многих феодальных пережитков как в сельском хозяйстве, так и в государственном строе. Важнейшие из них -- сохранение помещичьих латифундий и полуфеодальных кабальных методов эксплуатации крестьян и абсолютной царской власти. Дальнейшему обострению социальных противоречий способствовал мировой экономический кризис 1900-1903 гг., больно затронувший Россию и перешедший затем в длительную депрессию, растянувшуюся до 1909 года, и поражение русско-японской войне 1904-1905 годов.
В соответствии с новой расстановкой сил в стране изменилась и организация полиции. Прежде всего надо указать на создание специальной фабрично-заводской полиции согласно принятому 1 февраля 1899 г закону «Об усилении состава полиции в районах промышленных заведений».
В связи с обострением социальной напряженности в деревне и крестьянскими выступлениями в 1903 г. была проведена частичная реорганизация сельской полиции. Вместо выборных от крестьянства сотских, которые по традиции несли вспомогательную полицейскую службу в порядке повинности под руководством урядников, были учреждены штатные должности сельских стражников. Стражники были государственными служащими, низшими чинами полиции. Иными словами, расширен был аппарат полиции в его низшем звене. Деньги на оплату сельских стражников поступали в казну за счет того, что натуральная полицейская повинности для крестьян была заменена специальным денежным сбором. Из сельских стражников в случае необходимости могли быть сформированы отряды сельской стражи, составлявшие вооруженный резерв в распоряжении уездных исправников. Эта мера объяснялась ненадежностью сотских выборных от крестьян, так как многие из них сами участвовали в крестьянских бунтах. В связи с участившимися открытыми массовыми антиправительственными выступлениями, глава образом крестьянскими, в том числе вооруженными, правительство в помощь полиции стало более широко привлекать войска, преимущественно казачьи части. В этой связи был уточнен порядок привлечения войск для содействия гражданским властям.
Увеличение численности городского населения сопровождалось ростом уголовной преступности, то вынуждало предпринять также некоторые организационные меры. В частности, еще в 1868 г. при петербургском градоначальстве создается сыскное отделение как специализированный орган уголовного розыска. Но первоначально это отделение влачило жалкое существование и лишь в 1887 году были увеличены штаты отделения т повышены оклады сотрудников, так как ранее эти оклады были значительно ниже, чем в других службах. Начиная с восьмидесятых годов XIX века сыскные отделения создаются и в других крупных городах (Москве, Киеве, Варшаве, Риге, Одессе и т.д.). Но единой системы уголовного розыска так и не возникло. Формы и методы работы сыскных отделений не регламентировались. И только б июля 1908 г. принимается закон «Об организации сыскной части». В развитие этого закона в 1910 г. утверждена Инструкция чинам сыскных отделений. Для общего руководства сыскной полицией в составе Департамента полиции создаётся специальное подразделение – восьмое делопроизводство. Однако серьезным недостатком в организации сыскных отделений являлось то, что они строились по децентрализованной системе, т.е. каждое отделение входило в полицейское управление города или уезда и замыкалось в рамках подведомственной территории. При необходимости розыска преступника за пределами этой территории начальники сыскных отделений должны были сноситься с Департаментом полиции через начальников уездных полицейских управлений, полицмейстеров и губернаторов. Штаты сыскных отделений были невелики (от 8 до 20 человек). Все это сказывалось на эффективности их работы. Царизм направлял все силы и средства на усиление политической полиции. Кроме того, как свидетельствуют отчеты начальников сыскных отделений (в частности Киевского сыскного отделения), все силы полиции, в том числе сыскной, были сориентированы на борьбу не только с 1 уголовной преступностью, но и с революционным движением.
Важным направлением деятельности полиции являлось проведение паспортного режима. В 1833 г. был введён Свод уставов о паспортах и беглый, подробно регламентировавший порядок выдачи паспортов и их регистрации. Свод 'Уставов носил ярко выраженный феодально-сословный характер. Закон о паспортах и видах на жительство 1895 г. внес в паспортный режим некоторые коррективы в связи с отменой крепостного права и предоставлением крестьянам ряда гражданских прав. Однако в паспортном режиме сохранились пережитки феодализма. По-прежнему существовали для разных сословий и лиц различных вероисповеданий разные виды паспортов и различный порядок их выдачи. Для лиц податных сословий в паспорт вносились отметки об уплате податей и сборов. Указа «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных сословий» (октябрь 1906 года) отменил обязательное получение разрешения от общины для поступления на службу или учебу, отменил и обязательное их исключение из общины при производстве в чин, получении ордена и т.д. Это существенно для крестьян получение паспортов. Их стали выдавать по месту прописки волостные правления, по месту нахождения собственности (если таковая была) – местные полицейские органы.
Однако и после этого все же полного равенства перед законом и судом для крестьян достигнуто не было.
Как и раньше, замужняя женщина не могла получить без согласия мужа самостоятельный вид на жительство и записывалась в паспорт мужа, а незамужняя в паспорт отца. Жесткий паспортный режим служил целям административно-политического надзора за населением.
Революция 1905-1907 года серьезно напугала правительство. Она поколебала самые основы самодержавного строя в России. Сил полиции и жандармерии для её подавления оказалась недостаточно, поэтому царизм с целью подавления революционного движения широко использовал войска. Так, для расстрела мирного шествия к зимнему дворцу 9 января 1905 г., когда было убито 1200 человек и ранено свыше 5 тысяч человек, использовались гвардейские и казачьи части Петербургского гарнизона.
Крупные воинские соединения использовались для подавления вооруженных восстаний на Черноморском флоте (в Севастополе, броненосце «Потемкин», крейсере «Очаков», и др.), крепостях Кронштадт и Свеаборг, вооруженного восстания в Москве.
В регионах, где революционное движение было сильным, учреждались должности генерал-губернаторов, и являлось военное положение. В руках генерал-губернатора сосредотачивалась и командование войсками соответствующих военных округов. На основании закона о военном 1892 г. в местностях, объявленных на военном положении военные власти получили право передавать дела лиц на рассмотрение военно-окружных судов, которые их по законам военного времени. Был организован ряд карательных экспедиций под командой генералов А.Н. Меллер Закомельского, П.К. Рененкампфа, А.А. Орлова и других, которые соревновались в числе расстрелянных и повешенных без суда и следствия, громили деревни, где бунтовали крестьяне, артиллерийским и пулеметным огнем, сжигали дома «агитаторов». На рапорте командира карательного батальона капитана Рихтера, который больше других расстрелял без суда и следствия «бунтовщиков», а «активных агитаторов» также без суда приказал повесить, царь Николай II написал резолюцию: «Молодец». Всего по официальным (весьма неполным) данным, по распоряжениям генерал-губернаторов и командиров карательных отрядов без суда и следствия было расстреляно и повешено 1172 человека.
Полиция и жандармские органы в местностях, объявленных на военном положении, были подчинены военным властям. 29 ноября 1905 года царские указом местным властям было предоставлено право самим вводить на подведомственной территории положение чрезвычайной или усиленной охраны, существенно расширявшее полномочия полиции. 19 августа 1906 года по инициативе только что назначенного премьер-министра и министра внутренних дел П.А. Столыпина были учреждены военно-полевые суды для гражданских лиц. Они создавались приказами командирами воинских частей в составе пяти офицеров и рассматривали дела, по которым «очевидность» преступления «не требовала проведения следствия». Дела должны были рассматриваться в срок не более 48 часов с момента совершения преступления, приговор не подлежал обжалованию и должен был приводиться в исполнение немедленно. Всего в 1906--1907 годах по приговорам военно-полевых судов было казнено 1102 человека, а по приговорам военно-окружных судов -- 6193 человека, к каторжным работам по приговорам этих же судов приговорены 66 638 человек.
Столкнувшись со всероссийской политической забастовкой в октябре 1905 г., правительство обнаружила, что против забастовки войска бессильны (да и значительная часть армии и флота оказалась политически неблагонадежной). Всероссийская забастовка парализовала транспорт, почту и телеграф, многие государственные учреждения (вплоть до Государственного банка), что лишило правительство основных рычагов управления страной и вынудили пойти на уступки. Царский Манифест «Об усовершенствование государственного порядка» от 17 октября 1905 г. провозгласил «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности, свободы совести, слова, собраний, союзов» О том, как именно царизм собирался гарантировать неприкосновенность личности, достаточно красноречиво свидетельствуют факты и цифры, приведенные выше. Что же касается иных свобод (слова, собрания, союзов), то их реализация регламентировалась Временными административными правилами об обществах и союзах (4 марта 1906 года), Изменениями и дополнениями правил о периодической печати (18 марта 1906 г.). Практически обязанности по регулированию реализации указанных конституционных прав н свобод возлагались на МВД, губернаторов и местные органы полиции. Так, к примеру, о предполагаемом собрании его организаторы должны были не позднее чем за три дня испросить разрешение у местной полицейской власти, сообщив о месте, времени, организаторах, числе участников и теме собрания. Причем на санкционированном собрании должен присутствовать представитель полиции, который при отклонении от темы собрания, мятежных выкриках и т.д. обязан закрыть собрание и при невыполнении приказа разойтись – применить силу.
На МВД и губернаторов возлагалась регистрация обществ союзов. Для этого под председательством губернаторов создавались особые присутствия по делам обществ и союзов. Надзор за деятельностью обществ и союзов возлагался на полицию.
Хотя предварительная цензура современных изданий отменялась и заменялась последующей судебной ответственностью нарушение административных правил о печати, за внутренних дел все же сохранялось право приостановки тех иных издании.
Сразу же после подавления революции начинается поиск путей совершенствования и усиления полиции. Прежде всего расширяется сеть охранных отделений, а в целях координации деятельности низовых охранных отделений образуются районные охранные отделения, каждое из которых руководит работой охранных отделений и возникают своеобразные «охранные округа».
14 декабря было принято Положение о районных охранных отделениях. Вслед за тем в 1907 году принимается Положение об охранных отделениях (низовой охранке) Общее руководство деятельностью охранных отделений осуществлял Особый отдел Департамента полиции. Он же руководил и оперативной деятельностью, хотя административное руководство по-прежнему сохранялась за штабом Корпуса жандармов.
Для борьбы с революционными центрами за рубежом Департамент полиции активизирует свою заграничную агентуру. В российское посольство в Париже, где находился заведующий заграничной агентурой, стекалась вся информация о деятельности революционной эмиграции. Царская охранка активно сотрудничала с органами политического сыска Франции, Англии, Германии и других государств.
Стало ясно, что необходима коренная реформа полицейской системы. Первым с проектом полицейской реформы в 1907 году выступил премьер-министр и министр внутренних дел Столыпин. Её содержание он изложил в своей речи на заседании II Государственной думы. Столыпинский проект содержал ряд положений. Во-первых, это усиление взаимодействия различных полицейских служб как на министерском, так и особенно на губернском уровне. Дело в том, что корпус жандармов, хотя и был передан в 1880 году в состав МВД, а его оперативной деятельностью руководил Департамент полиции через свой Особый отдел, однако в строевом, административном и финансовом отношении все жандармские органы (в том числе и губернские жандармские управления) подчинялись не Департаменту полиции, а штабу Корпуса. Кадровая политика также был сосредоточена в руках штаба Корпуса. Департамент полиции, руководя оперативной деятельностью жандармских управлений, не мог перемещать жандармских офицеров, награждать или наказывать их.
Ещё большая разобщенность имела место на губернской уровне. Достаточно сказать, что в губернии так и не было создано какого-либо органа, объединявшего деятельность губернской полиции. Все полицмейстеры городов и исправники уездных управлений подчинялись губернатору напрямую. Кроме того, губернские жандармские управления были независимы от губернатора. Они должны были лишь взаимодействовать с ним. Вместе с тем независимость жандармских органов от губернских властей имела и свои плюсы. Правительство стремилось через местные жандармские органы контролировать губернаторов и местную администрацию. Однако в кризисных ситуациях революционных событий разобщенность действий губернаторов, местной полиции и жандармских органов играла негативную роль. Ещё большую разобщенность внесло создание охранных отделений. Ведь они были независимы не только от губернаторов, но и от жандармских управлений. В правовых же актах, регламентировавших деятельность охранных отделений, достаточно четко была распределена компетенция охранных отделений и жандармских управлений, соперничество между ними нередко к конфликтным ситуациям, которые не мог разрешать на месте губернатор, так как ни те, ни другие органы в губернии ему не подчинялись.
В конце ХIХ века была сделана слабая попытка объединить деятельность губернской полиции, когда начальники губернских жандармских управлений получили звания инспекторов губернской полиции, но их инспекторские функции распространялись только на строевую часть (проведение строевых смотров). В связи с этим Столыпин предлагал следующие меры:
- во-первых, ввести на местах должности помощников губернаторов по полиции, которым подчинить как общую, так жандармскую полицию и охранные отделения. Губернские жандармские управления подлежали, согласно этому плану, ликвидации, а на их базе Столыпин предполагал учредить губернские полицейские управления, подчиненные губернаторам, через их помощников по делам полиции.
- во-вторых, свести все многочисленные правовые акты единый «Устав полицейский», в котором учесть новые в моменты в жизни Российского государства и, в частности, особенности полицейской службы в условиях принятия Основных законов Российской империи (конституции) 1906 г., многопартийности, разрешения, хотя и ограниченной, свободы слова, печати, союзов и т.д.
- в-третьих, создать сеть полицейских учебных заведений 1юдготовки работников полиции, так как переводимые в жандармские органы и общую полицию армейские офицеры и чиновники, как правило, не знали особенностей службы и не были к ней готовы, особенно в новых условиях.
- в-четвертых, увеличить оклады служащим полиции и жандармерии в три раза, так как только при достаточной труда возможна борьба с коррупцией в полиции. Столыпин доказывал, что невозможно добиться, чтобы околоточные надзиратели при окладе в 600 рублей в год не брали взяток.
Но реформа, предложенная Столыпиным, так и не была проведена. Это объяснялось косностью и консерватизмом бюрократического аппарата и нехваткой финансовых ресурсов. Кроме того либеральная общественность требовала прежде чем проводить полицейскую реформу, принять законы, гарантирующие права и свободы личности, что было неприемлемо для самодержавия.
Разрабатывались и другие проекты. Но все они имели целью создать единую стройную систему полицейских органов, особенно в губернском звене. Показательны в этом отношении проекты комиссии под председательством сенатора Фриша и особенно комиссии сенатора Макарова. Проект Макарова опять-таки предполагал создание должности помощника губернатора по полицейским делам. Хотя этот проект был скромнее проекта Столыпина и требовал меньше средств, но и он в конце концов был отклонен.
В конечном счете правительство ограничилось небольшим увеличением штатов губернских жандармских управлений.
В годы первой мировой войны полиция в местностях, объявленных на военном положении, была подчинена военным властям, которые получили чрезвычайные полномочия, в том числе высылки из прифронтовой полосы нежелательных элементов. В порядке осуществления этих полномочий в 1915 г. по приказу Верховного Главнокомандующего великого князя Николая Николаевича с территории Прибалтики (главным образом из Латвии) было депортировано на Алтай около ста тысяч человек. Списки депортированных лиц пронемецкой ориентации составлялись по данным полиции. Сама депортация также осуществлялась полицией с помощью войск.
23 октября 1916 года, по существу накануне революции, было принято постановление Совета министров «Об усилении полиции в 50 губерниях и об улучшении служебного и материального положения полицейских чинов». В нем устанавливалось соотношение численности полиции с численностью населения городов и уездов, увеличивались штаты полиции и. немного повышалась зарплата служащих полиции. Учитывая нехватку мужчин, годных к службе, в связи с их призывом в действующую армию,
Постановление разрешало принимать на службу и женщин, нo только на канцелярскую работу, не связанную с допуском к секретным документам и на должности не выше 8-го класса Табели о рангах. Женщины, принятые на службу в полицию. несли все обязанности и имели служебные полномочия одинаковые с мужчинами в одинаковым ранге, за исключением права производства в классные чины и орденами. И здесь сказались пережитки подхода.
Но это постановление запоздало. Его так и не провести в жизнь. Практика показала, что сохранить режим только лишь силовыми, полицейскими мерами невозможно.
27 февраля 1917 года восставший народ смел самодержавие. Следует отметить, что полиция до конца осталась свергнутому режиму. Петроградское жандармское управление и ряд полицейских участков были разгромлены и сожжены, многие полицейские были арестованы.
Временное правительство дало постановление об упразднении Департамента полиции, 19 марта 1917 года был распущен Отдельный корпус жандармов. Его дела были переданы военному ведомству.
Таким образом, российская полиция не только фактически но и юридически прекратила свое существование.