Полиция в Российской империи
Правление Александра I
1799-1825
Новый император Александр 1, возведенный на престол после убийства своего отца (кстати, никто из участников заговора так и не был арестован и не понес наказания), сразу же отменила телесные наказания для дворян и восстановил в полном дворянские привилегии, отменил ограничение барщины тремя днями. Отменены были и иные ограничения в отношении одежды, причесок, этикета, французского языка и т.д.
Подчинение полиции военным властям и ее полная милитаризация повлекла за собой настолько серьезное затрат из государственного бюджета на военное ведомство, они вскоре стали непосильными. В связи с этим в 1799 император согласился с переподчинением полиции губернаторам, что означало и изменение порядка ее финансирования. Чиновники полиции, назначенные гражданскими властями, должны были оплачиваться из городских доходов, местного бюджета.
Некоторой демилитаризации полиции способствовали иные факторы. Во-первых, практика показала, что задачи полиции по поддержанию общественного порядка и борьбе с уголовной преступностью настолько специфичны, что справиться ними чисто военными методами невозможно. Во вторых, 1799 г. ослабла угроза извне, так как с утверждением во Франции диктатуры Наполеона, провозгласившего себя первым консулом, французская революция по существу завершилась. Правда, сразу же после убийства Павла I, новое правительство опасаясь народных волнений, вновь подчинило полицию военным властям, но эта мера носила временный характер .
Новый император Александр I в молодости разделявший либеральные взгляды, понимал, что одними полицейскими мерами невозможно предотвратить назревавший социальный кризис. В связи с этим он задумал провести серьезные преобразования в Российской империи, вплоть до возможной отмены крепостного права и подготовки конституции (Устава Российской Империи). Однако после напоминания со стороны высшей аристократии о судьбе его отца -- императора Павла ограничился лишь реорганизацией центральных органов управления.
В 1802 г. вместо государственных коллегий были учреждены министерства, в числе которых было и Министерство внутренних дел.
Суть этой реформы заключалась в том, что, во-первых, вместо запутанной системы многочисленных коллегий и канцелярий была образована стройная система министерств, в которой функции управления четко распределялись между отдельными министерствами. Во вторых, если в коллегиях дела решались коллегиально путем голосования, а президент был лишь председателем коллегии (хотя на практике фактическая роль президентов коллегий была значительно больше), то в министерствах формально вся власть принадлежала министрам. Иными словами. создание министерств означало дальнейшую централизацию и бюрократизацию государственного аппарата .
Что же касается создания Министерства внутренних дел, то в этой области реформа была более значительной. Дело в том, что до реформы основным органом внутреннего управления был сенат, а практически власть, особенно в руководстве силовыми структурами, – концентрировалась в руках генерал-прокурора. Но сенат, как известно, одновременно выполнял функции высшего судебного органа. Если учесть, что главной функцией генерал-прокурора было осуществление «высшего надзора» за закономерностью действий всех государственных органов, то получалось что в области внутреннего управления генерал-прокурор должен был надзирать сам за собой.
Создание МВД означало, что все функции внутреннего управления сосредоточились полностью в этом министерстве. Титул генерал-прокурора был присвоен теперь министру который ведал судебными органами и должен был наблюдать соблюдением законов всеми государственными учреждениями, том числе и полицией. Министерство внутренних дел руководило деятельностью губернаторов, которым в свою очередь подчинена на местах полиция. Через губернаторов внутренних дел руководил охраной общественного порядка борьбой с преступностью. Таким образом, впервые был единый орган управления, объединивший полицию империи общегосударственном масштабе, что явилось одной из важнейших вех в развитии полицейской службы России. МВД осуществляло также административный надзор за благоустройством санитарным состоянием всей империи, путями сообщения, довольственным делом, ведало почтой и т.д. Поэтому наряду главным подразделением МВД – департаментом дел (который впоследствии был разделен на департаменты полиции исполнительной и хозяйственной) учреждались менты мануфактур и торговли, почтовый, а также медицинский комитет.
Учитывая многообразие функций министерства, что не позволяло ему сосредоточить внимание на полиции, в 1811 г. него выделяется специальное Министерство полиции, существовавшее наряду с Министерством внутренних дел, в ведении которого остались вопросы продовольствия, сельского хозяйства, промышленности (за исключением горной) и т.д. Однако хотя создание Министерства полиции и усилило несколько специализацию в управлении полицией на министерском уровне, в губернском звене единого полицейского органа так и было создано. Полицмейстеры, городничие и уездные исправники по-прежнему подчинялись непосредственно губернаторам. Сами же губернаторы по вопросам полиции были подконтрольны Министерству полиции, а по другим вопросам – Министерству внутренних дел. Таким образом, с созданием Министерства полиции в местном управлении создавалось своеобразное двоевластие. В связи с этим в 1819 г. Министерство полиции объединяется с министерством внутренних дел.
Важное значение имели меры по укреплению общей полиции, проведенные в 1837 г. Эти меры заключались прежде всего в расширении визового аппарата полиции в уездах, где учреждены были должности становых приставов, подчиненных исправнику. В большинстве местностей империи утвердился принцип назначения исправников правительством (прежде они взбирались местным дворянством).
Претерпела изменения в первой половине ХIХ в. и политическая полиция. Всевластие органов политического сыска, ши рока применявших пытки, волна репрессий, затронувшая в последние годы правления Екатерины II и особенно при Павле I дворянство и даже часть придворной аристократии, вызвали как уже говорилось, глубокое недовольство общества. Поэтому император Александр I в 1801 г. издал манифест об упразднении Тайной экспедиции и запрещении пыток. Расследование и рас- смотрение политических дел передавалось Сенату, а также судам по уголовным делам и общей полиции. Особым указом императора Александра I прекращались следственные и судебные дела по политическим обвинениям и всем заключенным даровалось «прощение».
С созданием в 1802 г. Министерства внутренних дел дела по политическим обвинениям стали концентрироваться в его канцелярии, из которой вскоре выделялся специальный орган политического сыска – «особенная канцелярия» Министерства внутренних дел (с 1811 по 1819 гг. – особенная канцелярия Министерства полиции). Однако уже в 1805 г. предпринята попытка создать особый орган политического сыска с широкими полномочиями – Особый секретный комитет, который в ряде документов того времени именуется также комитетом высшей полиции. В 1807 г. он преобразован в Комитет для рассмотрения дел по преступлениям, клонящимся к нарушению общего спокойствия. В его состав вошли министры юстиции и внутренних дел и несколько сенаторов. Комитет рассматривал дела и решал их, а сыск вела общая полиция.
В связи с обострением социальных противоречий в начале 20-х годов ХIХ в. возникает ряд ведомственных секретных служб. Это обострение обусловливалось несколькими причинами. Во-первых, следует учитывать, что война 1812 года была войной Отечественной, т.е. в ней участвовали не только армия, но и народные массы, что особенно ярко проявилось в развитии партизанского движения. В массе крестьянства распространялась надежда на то, что после победоносного окончания войны положение крестьян улучшится. Однако восстановление крепостного права в полном объеме вызвало разочарование и недовольство крестьянства, тем более, что, поскольку для восстановления разрушенного народного хозяйства в местностях, подвергшихся оккупации французами, сожженных городов (Москвы, Смоленска и др.) требовались огромные средства, то увеличены были налоги и повинности, всей тяжестью легшие на плечи крестьян.
С целью экономии средств правительство часть войск перевело в военные поселения, где солдаты, проживая с семьями, помимо военной службы, занимались бы под командой офицеров сельским хозяйством. Причем палочной военной дисциплине были подчинены и солдатские семьи. Невыносимые условиям жизни в военных поселениях, а также жесточайший неурожаи, вызвавший массовый голод в стране и падеж скота, вызвали в военных поселениях в 1819--1820 гг. массовые восстания, для подавления которых пришлось привлекать большое количеством войск.
Революционные настроения среди крестьянства и в солдатской массе в армии дополнялись распространением либеральных настроений в офицерском корпусе, особенно среди молодых офицеров, вернувшихся в 1815--1818 годах из заграничного похода из Европы, где феодально-крепостнические порядки были упразднены в результате французской революции и наполеоновских войн.
После подавления восстания в лейб-гвардии Семеновском полку в 1820 г. была образована тайная полиция при штабе гвардейского корпуса, а в связи с восстаниями в военных поселениях аналогичная организация возникла при Управлении военных поселений. Поскольку она действовала под общим руководством А.А. Аракчеева – всесильного фаворита императора, то ее значение выходило далеко за рамки военных поселений. Таким образом, в первую четверть ХIХ в. существовало несколько органов политической полиции: Комитет высшей полиции, «особенная канцелярия»
Министерства внутренние дел, секретные службы гвардейского корпуса и Управления военных поселений и, наконец, секретная часть петербургского градоначальства. Все они были независимо друг от друга и соперничали между собой. Одновременно усиливаются воинские части в губерниях и крупных городах, предназначенные для обеспечения общественной безопасности. С этой целью в 181 7 г. учреждается корпус внутренней стражи, который в административном отношении, а также в вопросах финансирования и снабжения был подчинен военному министерству. Но его подразделения, расквартированные в губерниях (гарнизонные батальоны и уездные воинские команды), в оперативном отношении подчинялись губернаторам и уездным исправникам.
Министерство полиции (а после его ликвидации в 1819 г. – МВД) получило право «наблюдать» за правильностью несения службы воинскими частями корпуса внутренней стражи, расквартированными в губерниях. МВД и губернаторы получили право привлекать к мероприятиям по охране общественного порядка войска и сверх тех частей корпуса внутренней стражи, которые уже находились в их оперативном подчинении. Закон предоставлял право министру внутренних дел не только обращаться с такого рода просьбами к военному ведомству, но и право отдавать приказы непосредственно командирам воинских частей, расквартированных в губерниях.
Особую остроту вопрос о взаимодействии армейского командования и полиции получил еще накануне Отечественной войны 1812 г.
В «Правилах для управления Главнокомандующему действующей армии, губерниями, в военном положении объявленными», утвержденных императором .Александром I еще 13 марта 1812 г., в губерниях, объявленных на военном положении и составлявших тыловые районы действующей армии, губернаторы, а, следовательно, и полиция переподчинялись главнокомандующему армией и обязаны были выполнять его приказы, он мог смещать чиновников полиции и предавать их военному суду.
Порядок, установленный указанным законом, действовал и шрсле окончания войны 1812 г. в случаях объявления военного положения в тех или иных местностях, как, например, в Харьковской и Новгородской губерниях при подавление восстаний военных поселениях.
Крупной проблемой, отразившейся на организации полиции, и методах ее деятельности, явилась проблема учета местных исторических и социально экономических особенностей в различных регионах страны.