ЗАКОН О ПОЛИЦИИ КОРОЛЕВСТВА ШВЕЦИЯ
(вступил в силу 1 октября 1984 г., с изменениями и дополнениями от 1 апреля 1998 г. и от 1 января 1999 г.)
Общие положения
Цели работы полиции
Статья 1
Деятельность полиции является одним из аспектов участия общества в содействии правосудию и безопасности. Она должна быть направлена на поддержание общественного порядка и безопасности, а также на обеспечение защиты граждан и оказания им помощи.
Обязанности полиции
Статья 2
Полиция обязана:
1. предупреждать преступления и другие нарушения общественного порядка или безопасности;
2. поддерживать общественный порядок и безопасность, предупреждать беспорядки и предпринимать меры для их пресечения;
3. проводить расследование и осуществлять надзор в связи с уголовными преступлениями;
4. обеспечивать общество защитой, информацией и иными видами помощи, и оказывать таковую наилучшим образом;
5. выполнять обязанности, возложенные на полицию в соответствии со специальными постановлениями.
Взаимодействие с другими органами власти и организациями
Статья 3
Полиция должна взаимодействовать с органами государственного обвинения, а также другими органами власти и организациями, чья деятельность связана с работой полиции. В частности, на полицию возлагается обязанность по взаимодействию со службами социального обеспечения. Полиция должна информировать эти службы по вопросам, которые могут потребовать принятия каких-либо мер с их стороны.
Другие органы власти должны оказывать поддержку полиции в ее деятельности.
Подразделения в структуре полицейской службы
Статья 4
Каждая провинция (лян) представляет собой полицейский округ. В каждом полицейском округе учреждается орган полиции, ответственный за ведение полицейской работы в округе. Правительство или орган власти, назначенный Правительством, принимает решение по вопросу о том, должен ли орган полиции выполнять полицейские функции вне своего округа.
Полицейские являются государственными служащими, прикомандированными к органу полиции, если иное не будет установлено Правительством. Правительство определяет, к кому именно применим термин «полицейский». Закон 1998:1555.
Статья 5
Органом полиции руководит полицейское управление, во главе которого стоит начальник органа полиции (комиссар полиции) и такое количество других членов руководства управления, которое определяет Правительство.
Члены руководства полицейского управления, за исключением комиссара полиции, назначаются Правительством. У каждого члена руководства управления должен быть заместитель.
Назначенные члены окружного управления и их заместители должны быть подданными Швеции, жителями данного полицейского округа и обладать правом голоса на выборах в местные органы власти. При рассмотрении их кандидатур, следует убедиться, что они имеют некоторый опыт муниципальной работы. Необходимо внимательно следить, чтобы среди членов окружного управления были представители различных частей полицейского округа. Законы 1989:128. 1996:1437 и 1998:1555.
Статья 5а
Полицейское управление может учредить один или несколько полицейских комитетов с целью делегирования полицейских полномочий частично полицейскому управлению, а частично в окружные подразделения, определенные управлением.
Полицейский комитет должен состоять из комиссара полиции и такого количества членов комитета (от пяти и до десяти), которое по усмотрению полицейского управления представляется наиболее приемлемым. Члены комитета назначаются полицейским управлением. Комиссар полиции может принять решение о том, что начальник какого-либо полицейского территориального подразделения должен войти в состав комитета. У каждого члена комитета, назначенного полицейским управлением, должен быть заместитель.
Первое и второе предложения третьего абзаца статьи 5 должны применяться к членам комитета и заместителям, назначенным управлением. Закон 1990:997 и 1998:1555.
Статья 6
(Отменена Законом 1998:1555)
Статья 7
Национальное полицейское управление (далее – Управление) является центральным административным органом полиции, имеющим полномочия по осуществлению надзора над ней. Целью деятельности Управления является систематизация планирования, координация и совершенствование выполнения всех полицейских функций.
Правительство поручает Управлению осуществление руководства работой полиции по предупреждению и расследованию преступлений против безопасности Королевства. Правительство также дает инструкции Управлению по вопросам руководства работой полиции в особых условиях. В тех случаях, когда руководство полицией осуществляет Управление, любые законодательные положения, относящиеся к подразделениям полиции, также распространяются и на Управление. Закон 1989:445.
Перемещение по службе личного состава
Статья 7а
Служащий Национального полицейского управления, назначенный на работу в полиции по предупреждению и расследованию преступлений против безопасности Королевства, может быть переведен на другую должность на государственной службе. Специальные положения, касающиеся такого перевода, издает Правительство. Если служащий является офицером полиции, он может быть переведен только на другую должность офицера полиции.
Перевод, о котором говорится в первом абзаце, на должность в другой сфере деятельности возможен только в том случае, если служебные обязанности на новой должности являются идентичными или если квалификация сотрудника достаточна для того, чтобы занимать эту должность.
В случаях или по вопросам, связанным с переводом, следует применять ст. 36, второй абзац, и ст. ст. 37 и 39 Закона о государственных служащих (1994:260). Законы 1994:265 и 1994:1051.
Общие принципы полицейского вмешательства
Статья 8
При исполнении своих служебных обязанностей полицейский при соответствующем соблюдении положений законов и других законодательных документов должен вмешиваться в действия других таким образом, чтобы это могло быть оправдано целями вмешательства и иными обстоятельствами. Если полицейскому приходится применять силу, то форма и степень ее применения должны быть соразмерны требуемому результату.
Вмешательство, ограничивающее какие-либо основные свободы и права граждан, предусмотренные главой 2 Форм правления (Конституции), не должно основываться исключительно на положениях первого абзаца.
Обязанность сообщать о преступлении
Статья 9
Если полицейскому становится известно о преступлении, предусмотренном Уголовным кодексом, он обязан незамедлительно проинформировать об этом старшего по званию офицера.
Полицейский может не сообщать о преступлении, если в свете обстоятельств отдельно взятого дела оно представляет собой мелкое правонарушение и очевидно, что в случае обвинения правонарушителя по данному делу максимальным наказанием по нему является штраф. Закон 1998:27.
Некоторые полномочия,
которыми наделены полицейские
Применение силы
Статья 10
Если другие меры недостаточны и если это оправдано в свете обстоятельств, полицейский может применить силу для выполнения своих служебных обязанностей, если:
1. он сталкивается с силой или угрозой применения силы;
2. лицо, которое должно быть задержано для проведения судебного разбирательства или досудебного расследования, или которое по иной причине в соответствии с предписанием подлежит задержанию, пытается бежать, или полицейский сталкивается с сопротивлением, которое препятствует исполнению такой меры;
3. вопрос заключается в том, чтобы предотвратить наказуемое деяние или деяние, угрожающее жизни, здоровью граждан или собственности, или представляющее риск причинения большого ущерба окружающей среде;
4. он в соответствии с предписанием должен не пропустить или переместить лицо из какого-либо участка местности или из помещения, либо для проведения розыска или содействия розыска какого-либо лица, проведения личного досмотра или других подобного рода мероприятий, а также для задержания или изъятия имущества, или обыска в помещении, как это определено Процессуальным кодексом;
5. он в соответствии с предписанием должен остановить автомобиль или какое-то иное автотранспортное средство;
6. он в соответствии с предписанием должен получить доступ, блокировать, закрыть доступ или эвакуировать здание, комнату или участок местности, оказать помощь тому, кто выполняет служебные обязанности с использованием упомянутых или каких-либо аналогичных мер, или в связи с приказом суда о заложенной собственности, или если
7. в противном случае меры необходимы для поддержания общественного порядка и безопасности, и очевидно, что они не могут быть осуществлены без применения силы.
В случаях, оговоренных в первом абзаце, пунктах 4 и 6, сила может быть применена только в отношении лица, если полицейский или тот, кому он оказывает содействие, встречает сопротивление.
Глава 24 Уголовного кодекса содержит дальнейшие положения, регулирующие применение силы в конкретных случаях. Закон 1998:27
Статья 10а
Как указано в ст.15, первый абзац, Закона об обращении с задержанными лицами (1076:371) относительно права ограничения свободы личности путем применения наручников, также применимо и в случае, если полицейский берет кого-либо под стражу или ограничивает его свободу передвижения иным способом. Закон 1998:27