Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

ПОЛИЦЕЙСКАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ КИПР

 

 Полиция Кипра подчинена министерству юстиции и общественного порядка республики. Деятельность органов полиции регулируется соответствующими статьями Конституции, Законом о полиции, Положением о полиции, а также внутренними нормативными документами, которые утверждаются начальником полиции. Эти нормативно-правовые акты, которые наделяют полицию правом проводить розыск, задержание, обыск, арест, допрос, а также выдвигать обвинения против нарушителей порядка. В задачи органов полиции Кипра согласно кипрскому законодательству входят поддержание правопорядка на всей территории государства, предотвращение и расследование преступлений, задержание и заключение под стражу нарушителей закона, охрана населения и общественных институтов, контроль и регулирование движения на дорогах с целью снижения количества дорожно-транспортных происшествий.

Функциональные департаменты и отделы центрального органа (управления) полиции сведены в четыре структурных блока, каждый из которых курирует свой помощник начальника полиции. Например, полицейская академия и управление по набору персонала входят в блок «Обучение». В блоке «Операции», осуществляющего расследование преступлений – входят оперативное управление, криминалистические службы, департамент уголовных преступлений расследования, а также отдел по борьбе с распространением наркотиков. Блок «Вспомогательные службы» состоит из департаментов научной и технической поддержки, по делам иностранцев и иммиграции, мобильного подразделения быстрого реагирования, центрального информационного отдела (разведывательная служба), охраны президента, охраны портов и морской полиции, пожарной службы. «Административный блок» составляют соответственно административный департамент, департамент исследований и развития, служба аудита и инспектирования, а также управление европейского и международного сотрудничества органов полиции. Последняя административная единица отвечает за вопросы, связанные с взаимодействием со странами Евросоюза и международного сотрудничества в целом. Входящее в состав управления Национальное центральное бюро Интерпола осуществляет расследование всех преступлений, как на Кипре, так и за границей, если оно проводится в рамках международного сотрудничества органов правопорядка.

В случае проведении международного расследования или получения информации о нм согласно законам Республики Кипр необходимо направить запрос в Министерство юстиции и общественного порядка Кипра, а также его копию в управление европейского и международного сотрудничества органов полиции, которое дает указание соответствующим функциональным департаментам.

Территориально органы полиции Республики Кипр подразделяются на находящееся в Никосии центральное управление (штаб-квартира) полиции, которое выполняет административные функции и занимается стратегическим планированием, а также на семь территориальных отделений, которые действуют в рамках своих полномочий на местах в районе крупных городов Кипра – Никосии, Ларнаке, Лимассола, Пафоса, Фамагусты, Морфу и Киринии. Однако в связи с сохраняющимся с 1974 года разделением острова на две общины – турецкую и греческую – отделения полиции в Киринии и, частично, в Фамагусте не действуют.

Кипрская полиция имеет право проверять личность, задерживать, производить арест, содержать под стражей, допрашивать, объявлять в розыск и обыскивать всех лиц, находящихся на территории Республики Кипр (за исключением предусмотренных законом случаев). Большинство этих действий (за исключением проверки личности и допроса) осуществляются с санкции суда.

Ведущее место в деятельности полиции Кипра занимает борьба с незаконным оборотом наркотиков и «отмыванием» грязных денег, полученных преступным путем.

Такой акцент в работе полиции обусловлен географическим положением острова. Известно, что через морские и воздушные пути этого региона пролегают маршруты наркоторговцев, а в оффшорных зонах отмываются «грязные деньги».

Особе место в структуре полиции Кипра занимает антинаркотический правоохранительный отдел (DLEU), который с 1991 г. действует в качестве независимого подразделения[1]. Это вызвано активной деятельностью наркобизнеса в регионе Балкан, Турции и Средиземноморья. Административный аппарат отдела находится в столице г. Никосия. Подразделения (отделения) этого отдела имеются во всех городах Кипра за исключением городов в турецкой части острова.

В 1997 г. антинаркотические отделы были созданы в двух международных аэропортах городов Ларнака и Пафос, а также в морском порту города Лимассол.

Сотрудники отдела повсеместно взаимодействуют с другими полицейскими службами, например, с Департаментом расследования уголовных преступлений, отделом предупреждения преступлений, департаментом криминальной разведки, а также с Морской и портовой полицией, Воздушной полицией, службами безопасности морских и аэропортов, Миграционной службой, таможенным департаментом, службами здравоохранения.

По линии международного сотрудничества отдел тесно взаимодействует с Интерполом и антинаркотическими организациями ООН. Деятельность отдела осуществляется в рамках Национальной политики.

Правовая основа деятельности антинаркотического правоохранительного отдела кипрской полиции включает международные антинаркотические конвенции 1961, 1971, 1981 годов, Европейскую конвенцию 1990 г., Европейское соглашение по борьбе с нелегальным оборотом наркотиков по морю 1999 года.

Национальное антинаркотическое законодательство представлено следующими законодательными актами:

  • Закон о наркотических средствах и психотропных веществах № 29, 1977 г., который является основным законодательным актом, регулирующим борьбу с незаконным оборотом наркотиков;
  • Закон о наркотических средствах и психотропных веществах (поправки) № 20 (1) 1992 г., внесший поправки в одноименный закон № 29 1977 года.

Этот закон ужесточил наказания на все виды наркопреступлений, включая пожизненное лишение свободы, а также криминализировал потворство нелегальному потреблению наркотиков или содействие такому потреблению путем публикаций или предоставления приспособлений, которые могут быть использованы для потребления наркотиков.

В то же время закон определяет отягчающие и смягчающие обстоятельства, которые должны приниматься во внимание судами по делам о наказании лиц моложе 25 лет, которые впервые привлекаются к ответственности за правонарушение, связанное с личным потреблением наркотиков. Такие дела рассматриваются в суммарном порядке, и наказание по ним не должно превышать одного года тюремного заключения.

  • Закон о конфискации и судебном преследовании за незаконный оборот наркотиков и психотропных веществ № 39 (1) 1992 г.;
  • Закон о лечении и обращении наркозависимых лиц № 59 (1) 1992 г.
  • Закон о подавлении преступности (контролируемая поставка и другие специальные условия) № 3 (1) 1995 г.

В сфере борьбы с отмыванием «грязных» денег правовую базу составляют следующие основные нормативно-правовые документы:

Закон о предупреждении и пресечении деятельности по отмыванию денег № 61(1) 1996 г.

 

© В.В. Князев, кандидат юридических наук

Из книги: Васьков М.Ю., Князев В.В. Полицейские системы зарубежных государств: Пособие. Часть 4. – М.: ВНИИ МВД России, 2008. – 60 с.



[1] Report on measures taken by the Republic of Cyprus on combating and preventing drug abuse and trafficking. October, 2000, Nicosia, Cyprus. P. 9.